Прежде чем начинать перемещение клиента сотрудник должен оценить следующие моменты:
1. Определитьцель оказания помощи клиенту при передвижении (для чего необходимо перемещать клиента? Как скоро его необходимо произвести?)
2. Определитьсостояние клиента с целью определения наиболее безопасной и адекватной подготовки клиента к осуществлению конкретной процедуры:
§ Сотрудник узнает приблизительно массу тела клиента, определяет его мышечную силу и способность пользоваться руками и ногам.
§ Выявляет наиболее чувствительные и болезненные участки (например, пролежни), которые могут подвергнуться риску повреждения.
§ Выясняет, хорошо ли подопечный видит и воспринимает окружающее.
§ Узнает у клиента, не боится ли тот передвигаться.
§ Узнает, не отказывался ли подопечный когда-нибудь внезапно от сотрудничества; предсказуемо ли его поведение ⇒ способен ли он к взаимодействию.
§ Определяет, в каком эмоционально-психологическом состоянии находится подопечный в настоящий момент.
Сотруднику необходимо объяснить клиенту, что происходит, для того чтобы заручиться его доверием.
Исходя из этого, сотрудник оценивает степень подвижности и самостоятельности подопечного, определяет потребность в дополнительной помощи и выбирает, какой технический прием будет наиболее безопасен.
3. Определить состояние окружающей среды:
§ Сколько места сотруднику требуется для передвижения.
§ Какие препятствия могут встретиться при выполнении процедуры. Любые опасные моменты в окружающей клиента обстановке, такие как, вода на полу, тапочки клиента, тумбочки и стулья, затрудняющие движения, нужно убрать.
§ Одежда и сотрудника, и клиента должна быть продуманна, и любые связанные с ней ограничения учтены. Обувь должна быть на низком каблуке и на нескользкой подошве. Обувь на высоком каблуке и с ремешками носить нельзя. Не соответствующие размеру и изношенные тапочки клиентов также предоставляют опасность.
§ Сотруднику необходимо проверить, есть ли у кровати, каталки и кресла-каталки тормозные устройства, и убедиться, что они поставлены на тормоз. Покрытые клеенкой матрацы, которые легко скользят, представляют очевидную опасность.
§ Если сотрудник передвигает клиента между кроватью, каталкой, креслом-каталкой, стулом, он должен убедиться, что между ними нет пространства, в которое клиент может упасть.
4. Оцените собственные силы:
§ Нужна ли дополнительная помощь?
§ Если дополнительная помощь нужна, то сколько сотрудников необходимо. Кто в группе будет выполнять функцию координатора, давая ясные указания всем участвующим в процедуре?
§ Какие специальные приспособления могут понадобиться?
После проведенной оценки вышеуказанных аспектов сотрудник составляет план перемещения клиента. Необходимо разъяснить подопечному и своим помощникам (если таковые имеются) каждый шаг своего плана. Сотрудник должен объяснить подопечному суть процесса перемещения и, что клиент может сделать для облегчения данной процедуры. Важно убедиться, что подопечный понял и согласен с предложенным планом перемещения.
Сотруднику следует поддерживать желание подопечного помогать настолько, насколько он может. Это немаловажный аспект взаимодействия клиента и сотрудника, т.к. если подопечный имеет возможность и поддержку делать то, что он по мере своих сил и способностей может и хочет делать в данный момент, человек лучше воспринимает уход, особенно, если ему объяснили его состояние и дали возможность участвовать в его планировании.
Если перемещение клиента осуществляется несколькими сотрудниками, то один из них должен координировать процесс. Координатору следует объяснить каждому участвующему в перемещении сотруднику его действия и убедиться, что план перемещения всем понятен. В процессе перемещения, поскольку оно осуществляется поэтапно, координатор должен объяснять каждый этап перед его выполнением. Например, сказать Николаю Петровичу: «Сейчас мы поможем Вам перевернуться на левый бок», - а своим коллегам – «Когда я досчитаю до трех, мы перевернем Николая Петровича». Распоряжения, которые отдает координатор, должны быть четкими и задавать определенный ритм.
Заканчивая процедуру перемещения, сотруднику следует убедиться, что подопечному удобно и он в безопасности. Если клиент не в состоянии говорить, важно наблюдать за выражением его лица. Если он гримасничает или хмурится, это означает, что ему неудобно. Тогда сотрудник должен сам проверить положение клиента и убедиться, что все в порядке.