Прочитайте следующий пример, и дайте ответы на вопросы.
По совету православного священнослужителя сотрудниками полустационарного отделения социального обслуживания в столовой была вывешена икона. В этот же день клиент А.П. отказался от обеда в данном помещении и попросил вернуть ему деньги за путевку. Какая связь, на Ваш взгляд, существует между этими действиями? Что в данной ситуации необходимо предпринять сотрудникам отделения?
В истории существовало множество движений, целью которых было отстаивание и расширение прав простых людей. Многим их деятельность принесла пользу, но еще большему количеству людей было отказано в осуществлении их прав. В основном, это были люди, оказавшиеся под чьим-то давлением. Отказ в предоставлении прав является одним из элементов подавления.
Большинство пожилых людей, пользующихся услугами по уходу, до недавнего времени страдало от ущемления прав и не получало достаточной поддержки в их отстаивании. Сотрудникам социальной службы необходимо знать свои права, и в равной степени права, которыми пользуются их подопечные. Сотрудники несут ответственность за помощь людям в реальном и продуктивном использовании своих прав.
Права человека и гражданина
У каждого человека есть определенные законом права, что дает ему основания рассчитывать на их реализацию. В их числе права:
- на личную жизнь (личное пространство);
- на достоинство;
- на выбор и контроль;
- на самовыражение;
- на уважение;
- на безопасность.
Данная схема наглядно показывает, какими правами должны пользоваться клиенты учреждений системы социального обслуживания.
Права клиентов, находящихся на обслуживании
в учреждениях социального обслуживания
В соответствии с Федеральным законом № 122/ФЗ от 02.08.95г. клиенты учреждений социального обслуживания имеют право на:
· уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
· выбор учреждения и формы социального обслуживания;
· информацию о своих правах, обязанностях и условиях предоставления социальных услуг;
· получение информации:
ü о видах и формах социального обслуживания;
ü о показаниях на получение социальных услуг;
ü об условиях оплаты социальных услуг.
· отказ от социального обслуживания;
· конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании социальных услуг;
· защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
Статья 15 Федерального закона №122/ФЗ предусматривает предоставление социальной помощи без согласия граждан:
«…если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными».
За нарушение прав клиентов сотрудники несут ответственность.Статья 43 закона Ивановской области от 21 ноября 1996 года № 47-ОЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Ивановской области» гласит:
«Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы в суде.
Нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».
Права социальных работников описаны в статье 41 вышеупомянутого закона.
Права и ответственность
С правами тесно связана ответственность, которую берет на себя каждый человек, пользуясь этими правами. В таблице приведены некоторые права, влекущие за собой определенные обязанности.
Право на:
Обязанности
Жизнь
Уважать и предоставлять это право окружающим
Свободу передвижения
Не ограничивать других в этом праве
Свободу слова
Быть готовым слушать окружающих, не допуская проявлений расизма и агрессии
Свободу общения
Стремиться быть с теми, кто хочет быть с Вами
Принятие решений, влияющих на личную жизнь
Осознавать и быть в ответе за любые возможные последствия принятого Вами решения
Свободу религиозных убеждений
Не ограничивать других в этом праве
Культурные и прочие интересы
Не ограничивать других в этом праве
Голосование
Принимать решения, основанные на политической осведомленности
Вступление в половые связи
Убеждаться во взаимности желания и помнить о возможных последствиях (например, передающиеся половым путем болезни, нежелательная беременность)
Вступление в брак
Помнить о сути данного обещания и стараться его поддерживать
Собственность
Владеть, управлять и ухаживать за собственностью
Достоинство и уважение
Обращаться с другими с уважением
Справедливость и честность
Относиться к окружающим с позиции равенства и справедливости
Судебное разбирательство и на услуги адвоката в случае лишения свободы
Помогать следствию
Защиту в случае причинения вреда, неуважения и насилия и т.д.
Не подвергать других и себя вреду, агрессии и неоправданному риску для здоровья
Медицинское обслуживание
Предоставлять соответствующую информацию медицинскому персоналу
Саморазвитие духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое
Искать возможности для саморазвития
Риск
Думать о возможных последствиях
Личную жизнь и пространство
Не ограничивать других в этом праве
Противоречия между правами и ответственностью
Противоречия между правами человека и его ответственностью
Человек имеет право курить. В то же время его обязанность – не подвергать опасности здоровье окружающих. В случае курения может также возникнуть опасность пожара, например, если человек заснет с сигаретой.
Противоречия между правами нескольких людей и их ответственностью
Такие противоречия могут возникнуть в случае совместного проживания людей. Например, использование права на удовлетворение своих духовных или физических потребностей одним из проживающих может послужить поводом к конфликту, вытекающему из желания других жильцов использовать свое право делать что-то другое в том же самом месте и в то же самое время. Самый распространенный пример: спор людей по поводу выбора телевизионного канала.
Когда необходимо ущемлять права?
Мы не имеем права отказывать кому-либо в использовании прав, но иногда у сотрудников социальной службы возникают трудности с предоставлением прав некоторым клиентам. Это связано с противоречиями, возникающими между правами и ответственностью.
Сотрудники должны уметь определять ситуации, когда необходимо отказывать кому-то в осуществлении его прав. Обычно эти случаи связаны с риском для окружающих, иногда – для себя:
Опасность для окружающих людей возникает в случае, когда, реализуя свои права, человек, тем самым ущемляет права других (например, ударил другого во время просмотра телевизора в комнате отдыха). В подобных случаях следует принимать меры, основанные на отказе человеку в использовании им определенных прав.
Опасность для себя возникает в случае халатного отношения человека при реализации своих собственных прав. Определенные же действия могут повлечь за собой также причинение вреда окружающим (например, курение в постели).
Любую ситуацию, в которой ущемляются чьи-либо права, следует обсуждать с Вашим руководителем.
В случае необходимости ущемления прав одного человека в пользу другого, всегда ясно и доходчиво объясняйте причину, чтобы ограниченный в своих правах человек не чувствовал себя несправедливо обиженным.
Вывод
Каждый человек имеет законодательно установленные права. Однако в системе социального обслуживания имеет место ущемление или игнорирование прав пожилых и престарелых граждан – получателей социальных услуг. Каждому сотруднику необходимо знать законные права клиентов, и стараться предоставлять их в полном объеме.
Права, как клиентов, так и сотрудников уравновешиваются их ответственностью.
Невозможно защитить право, если его реализация подвергает опасности самого человека или окружающих его людей.
9.6. Предоставление полномочий и информации
Полномочия на службе
Большинство людей, желающих работать в системе здравоохранения или социального обслуживания, готовы к оказанию помощи и поддержки подопечным, нуждающимся в уходе. В определенных случаях (частичная или полная неспособность к самообслуживанию) предоставление человеку ухода жизненно необходимо. Подобные обстоятельства ставят получателей услуг в зависимость от их помощников, что может привести к формированию базы для подавления.
Помните! Сотрудники социальной службы призваны к содействию в улучшении жизни подопечных, а не к власти над этими людьми.
Очень важно иметь представление о негативных последствиях, являющихся причиной дисбаланса власти внутри системы социального обслуживания. Людям, нуждающимся в уходе, необходимо говорить о своих потребностях, чувствах и эмоциях. Зачастую они бояться делать это из-за нежелания доставлять кому-либо хлопоты или из-за страха перед возможными последствиями своих действий.
Пример:
Поощрение самостоятельности и возможности принятия собственных решений дает людям право на участие в личной и общественной жизни.
Поощрение самостоятельности – это главный принцип в уходе за клиентами, обеспечивающий защиту их прав. В данном разделе мы рассматриваем два средства наделения подопечных полномочиями – предоставление информации и использование процедуры жалоб.
Предоставление информации
Информация в контексте ухода представляет собой двусторонний процесс. Он заключается не только в ведении сотрудниками отчетности и записи фактов происшествий, но и в обмене определенной информацией с клиентами. Владение соответствующей информацией является средством, дающим персоналу возможность расширить спектр самостоятельности зависимых клиентов.
Для обретения наибольшей самостоятельности, клиенты должны знать как можно больше о том, что с ними происходит и почему. При использовании практики пассивного поведения клиентов в процессе предоставления ухода, у них может возникнуть нежелание задавать вопросы. Для повышения эффективности взаимодействия и увеличения самостоятельности клиентов сотрудникам необходимо призывать клиентов занимать активную позицию. Это можно сделать следующим образом:
ü создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, предполагающую вопросы со стороны клиента;
ü распознавать и устранять всевозможные барьеры, препятствующие эффективному общению;
ü предоставлять клиентам информацию в устном и письменном виде (при необходимости).
Следующие положения могут служить практическим руководством по предоставлению информации в социальном контексте:
ü предоставляемая информация должна быть объективной, основанной только на фактах, а не на предположениях или мнениях;
ü предоставляемая информация должна помогать клиентам в выборе путей решения ситуации.