Влияние ее чувствовалось даже в богословских трактатах, писанных православными».
Естественно, что просветительское движение в пользу латино-польской образованности
Вызывало протест у строгих ревнителей православия. Таким образом, Лаппо-Данилевский
Рассматривал зарубежные влияния в связи с процессами внутреннего развития.
Он взялся за написание, истории заимствований, выявление их роли в истории
Политических идей в России, определение влиятельных факторов и соотношений между
Ними, например состоянием культуры и правосознанием, интенсивностью и
Экстенсивностью заимствований.
«Вероисповедная точка зрения», поскольку религия являлась системообразующим
Принципом средневековой культуры, господствуя над культурой и политикой, выполняла
Роль своеобразного вектора в истории русской культуры, определяла восприятие или
Отторжение ею западноевропейских влияний. Лаппо-Данилевский сосредоточил внимание на
Двух течениях зарубежного влияния на русское общество: католическом и протестантском.
Он показал характер восприятия в России разных типов европейской культуры,
Настороженность православного сознания по отношению к католичеству вследствие сходной
Роли схоластики в обеих религиях.
Среди наблюдений А.С. Лаппо-Данилевского об основных линиях влияния
Западноевропейской культуры на Россию и механизмах восприятия (чаще избирательного), а
Также сопротивления обращает на себя внимание рассуждение историка о том, что в Россию
Проникали «конкретные продукты» западноевропейской мысли. Нередко это были
Второстепенные и далеко не лучшие образцы, часто малоизвестные, т. е. европейское
Влияние в Россию несли в своем большинстве такие носители ее культуры, которые имели
Посредственный, очень средний образовательный и интеллектуальный уровень.
Западноевропейская культура стала оказывать заметное влияние на Московское государство,
Когда упал верховный авторитет западной церкви и когда там уже произошли перемены в
Религиозном настроении общества. Так, католические заимствования Лаппо-Данилевский
Обнаружил в русской истории XVII в. Отношение русских людей к новой
Западноевропейской культуре определялось с вероисповедальной православной точки
Зрения. Сила сопротивления русского сознания и национального чувства определялась тем,
Что православие гораздо дольше, чем католичество и протестантизм, сохраняло полную силу
В качестве общепризнанного мерила ценности человеческого знания. Лаппо-Данилевский
Считал: «Строго православная точка зрения принципиально исключала возможность
Восприятия в России вероисповедных элементов католической или протестантской культур
И, следовательно, могла бы способствовать выделению из них элементов собственно
Светской культуры и их переработке. Но для того, чтобы подчинить православной точке
Зрения светские элементы чужеземной культуры, выделенные из культур католической и
Протестантской... надо было отличаться такою самостоятельностью мысли и располагать
Такими образовательными средствами, каких православно-русские книжники не имели».
Лаппо-Данилевский иначе, чем С.М. Соловьев и П.Н. Милюков, ставил вопрос о
Подражании или заимствованиях. При известных условиях он рассматривал их как
Ущербность восприятия. Он увидел ее в заимствовании отдельных элементов (католических
______________или протестантских) западной культуры, выхваченных случайно, без осознания того, что
Только в том целом, которому принадлежали эти элементы они и могут получить «присущее
Им значение». Лаппо-Данилевский затруднился назвать среди русских людей XVIII в. тех,
Кто усвоил определенную систему: «Даже выдающиеся представители нашей
Образованности XVIII в., например Татищев и Щербатов, были большей частью эклектиками
И компиляторами». Однако в более широком контексте вопрос о защитных свойствах
Русского сознания, его потенциальной самостоятельности, которые, может быть, собственно
И не оставляли такой возможности, Лаппо-Данилевским не поднимался.
Поиск по сайту:
|