Ханты-Мансийск имеет признанные успехи в обеспечении энергоэффективности новых офисных и жилых зданий и сооружений. Усилия власти в этом направлении имеют долгосрочный и системный характер. Активно внедряются новые технологические решения в производственной, коммунальной и бюджетной сферах, приняты новые технические регламенты, установлены санкции за нарушение местных (более строгих, чем федеральные) нормативов расходов энергоносителей, федерального и местного экологического законодательства. Принята специальная муниципальная программа, за счет ее средств производится утепление наружных ограждающих конструкций десятков домов и осуществляются другие меры.
Но их нельзя рассматривать как чисто технологические. Они непосредственно работают на то, чтобы жители города чувствовали себя в нем более комфортно; чтобы их затраты на коммунальные услуги были более оправданными и адресными, чтобы микроклимат их квартир не зависел от температурных скачков.
Учреждения общественного питания как коммуникационные площадки для горожан
Традиционно сеть предприятий общественного питания понимается в малых городах и поселках как источник «энергетической подзарядки» работников. В средних и крупных городах жители в возрастающей степени используют кафе, рестораны, столовые как площадки для неформального общения, места обмена креативными идеями и рождения нового знания. Представляется, что Ханты-Мансийск уже перерос первый вариант и готов к переоткрытию функций учреждений общепита в качестве коммуникационных площадок.
А в этом случае для городской власти открывается новый фронт работы. Опросы местного сообщества показывают, что и молодым профессионалам, и семьям без детей, и семьям с детьми требуются абсолютно новые виды кафе и ресторанов, которых в городе пока нет. Нужны семейные кафе, ночные клубы, молодежные кафе.
Поэтому нас не должны мистифицировать благоприятные на фоне других городов округа и даже стран Восточной Европы показатели обеспеченности, подушевых объемов оборота и т.д. (табл. 1.14)[3]. Речь идет о необходимости качественной структуризации учреждений общепита, чтобы в максимальной степени удовлетворять потребности самых разных демографических групп местного сообщества. А потребность в общении с друзьями и единомышленниками выдвигается при этом как важнейшая. Городской малый бизнес и городские власти должны ответить на этот спрос.
Таблица 1.14. -- Характеристика сети общественного питания г. Ханты-Мансийска
Показатели
Количество, ед.
Площадь
обеденного зала, кв. м
Количество
посадочных мест
1. Всего предприятий, в том числе
15 874,9
17 090,1
9 176
9 571
общедоступная сеть
13 374,7
14 589,9
7 018
7 413
при школах и колледжах
1 917,8
1 917,8
1 876
1 876
при предприятиях и учреждениях
582,4
582,4
2. Количество объектов общедоступной сети, в том числе:
13 374,7
14 589,9
7 018
7 413
кафе
5 036,4
5 886,4
2 832
3 150
ресторан
2 977,0
3291,0
1 426
1 506
столовая
3 424,8
3 324,8
1 580
1 500
бар
1 430,3
1 581,5
закусочная
506,2
506,2
прочие
-
-
-
-
3.Обеспеченность общедоступной сетью на 1000 жителей
норматив
фактически
степень обеспеченности (%)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
222,0
229,9
Факты подтверждают, что эволюция городской сети общепита в последние десять лет идет именно в направлении, которое обеспечивает удовлетворение не узких потребностей насыщения калориями, но социально-культурного досуга, общения супругов, коллег, единомышленников (табл. 1.15). На фоне роста оборота предприятий общественного питания радикально изменяется структура сети: резко падает доля крупных и средних предприятий-акционерных обществ; с другой стороны, возрастает доля малых, демократичных по цене, более маневренных и динамичных обществ с ограниченной ответственностью и частных предпринимателей. После 2008 года существенно быстрее пошло развитие более ориентированных на коммуникацию кафе и ресторанов, спортивных баров, чем чисто «едальных» столовых и закусочных.
Проблемы дальнейшего расширения и диверсификации сети фирм общественного питания связаны с дефицитом оборудованных земельных участков для строительства новых предприятий и дефицитом муниципальных помещений под аренду.
Таблица 1.15. -- Развитие городских предприятий общественного питания
Формы собственности
Оборот, всего, млн. руб.
388,92
609,3
1022,8
1306,2
1660,5
в т.ч. крупные и средние
175,5
226,2
300,7
347,6
377,1
доля во всем объеме, %
45,1
37,1
29,4
26,6
22,7
государственный
22,6
21,5
19,5
15,6
28,47
доля во всем объеме, %
5,8
3,5
1,9
1,2
1,7
кооперативный
21,9
22,8
29,4
43,2
12,35
доля во всем объеме, %
5,6
3,7
2,9
3,3
0,7
акционерных обществ
74,4
92,6
159,4
133,0
162,9
доля во всем объеме, %
19,1
15,2
15,6
10,2
9,8
обществ с ограниченной ответственностью
56,6
89,3
92,4
155,8
173,38
доля во всем объеме, %
14,6
14,7
9,0
11,9
10,5
45,7
47,3
частных предпринимателей
213,42
383,1
722,1
958,6
1283,4
доля во всем объеме, %
54,9
62,9
70,6
73,4
77,3
Число мест в объектах общепитаРестораны, бары, кафе