Комфортный город для жизни и бизнеса означает для местного сообщества повседневную возможность соучаствовать в выработке ключевых решений в вопросах муниципального управления и местного развития. В какой степени в этом смысле Ханты-Мансийск является комфортным городом? Дает ли он возможность своим жителям «соуправлять» городом вместе с муниципальной властью? Как житель города может быть вовлечен в процессы принятия решения по развитию города и в их реализацию?
На этом направлении в Ханты-Мансийске есть как очевидные достижения по сравнению с другими российскими городами, так и серьезные упущения. Социологические опросы последних лет показывают высокий уровень доверия местного сообщества к главе города, в целом открытость местной власти потребностям горожан. При Администрации города действуют 22 общественных совещательных и координационных совета; Глава Администрации лично руководит работой семи из них. Это Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Главе Администрации города Ханты-Мансийска; Комиссия по землепользованию и застройке города Ханты-Мансийска; Комиссия по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Ханты-Мансийска; Балансовая комиссия по рассмотрению и утверждению результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и предприятий; Совет по информатизации при Администрации города Ханты-Мансийска; Совет Администрации города Ханты-Мансийска; Конкурсная комиссия Администрации города Ханты-Мансийска.
Однако ряд структурных подразделений местной власти, курирующих исключительно значимые сегодня направления городского развития, как показали наши анкетные опросы, не имеют при себе общественных советов и не предполагают их создавать: например, Департамент градостроительства и архитектуры, управление культуры и др. Конечно, сам по себе факт создания общественного совета вовсе не гарантирует мгновенное повышение эффективности работы власти и степени соучастия местного сообщества в этом процессе. Тем не менее общественный/наблюдательный/экспертный совет, с одной стороны, формирует информационный канал от местного сообщества к власти для проведения не однократных, а еженедельных, постоянных консультаций при выработке всех значимых решений; с другой стороны, создает механизм полезного «давления» на власть со стороны местного сообщества и лишает ее возможности монопольных решений, формирует атмосферу конкуренции идей, представлений и предложений. Это всегда очень полезно. Наши исследования показывают, что существует прямая корреляция между развитием местного малого бизнеса и количеством общественных советов при местной власти.
Общественные советы «выполаживают» иерархическую систему местной власти и придают управлению городом более партнерский, сетевой характер. Опыт зарубежных и российских муниципальных образований свидетельствует, что сложные проблемы местного развития эффективнее решаются именно при такой (горизонтальной) структуре местной власти.
Другим способом соучастия местного сообщества в управлении городом является его структуризация в виде общественных объединений/некоммерческих организаций. В Ханты-Мансийске в 2012 году работает более 150 общественных объединений разного профиля: 36 профсоюзных организаций (работников связи, жилищно-коммунального комплекса, транспорта, образования и науки, здравоохранения, бюджетных организаций, культуры и др.); 25 спортивных организаций (в том числе по волейболу, бильярду, биатлону, хоккею, теннису, боксу, айкидо, шашкам, плаванию, шахматам и др. – и они доминируют по числу вовлеченных горожан); семь партий и движений (отделения федеральных партий); семь ветеранских организаций (ветеранов налоговых, правоохранительных органов и др.); шесть национальных объединений (таджиков, белорусов, азербайджанцев, украинцев и др.); пять религиозных объединений, четыре фонда и две женских организации; зарегистрировано 40 садово-огороднических товариществ. Это высокая плотность для города с численностью населения менее 100 тысяч человек. Стоит задача приближения деятельности этих многочисленных общественных организаций к приоритетным направлениям и вызовам текущего и перспективного развития города.