Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект. Главной характерной особенностью современных инвестиционных процессов в городе Ханты-Мансийске является высокая степень зависимости инвестиционной ситуации от внешних факторов: оба важнейших источника финансирования инвестиций в основной капитал города – средства нефтегазодобывающих компаний и бюджетные средства округа и города - находятся в сильной зависимости от конъюнктуры международного рынка углеводородов, волатильность которого обусловливает нестабильность параметров инвестиционной активности в городе в среднесрочный период.
Целью развития инвестиционной деятельности МО г. Ханты-Мансийск является формирование стабильного и достаточного инвестиционного обеспечения социально-экономического развития города в среднесрочной перспективе за счет эффективного использования имеющихся внутренних инвестиционных ресурсов, а также активного вовлечения новых участников в инвестиционный процесс, осуществления последовательной и планомерной диверсификации источников финансирования инвестиционной деятельности.
Достижение данной цели диктует необходимость реализации действенной муниципальной инвестиционной политики, опирающейся на использование эффективных механизмов и форм поддержки инвестиционной деятельности, что предполагает:
· совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности;
· совершенствование организационных механизмов поддержки инвестиционной деятельности;
· применение механизмов стимулирования инвестиционной деятельности;
· формирование инвестиционно-привлекательного имиджа города;
· развитие информатизации в сфере инвестиционной деятельности.
Важным инструментом повышения инвестиционной привлекательности города является налоговая политика. К числу местных налогов относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по указанным налогам и основания для их использования налогоплательщиками, дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
В настоящее время в МО г. Ханты-Мансийск муниципальное администрирование по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц фактически не используется в целях проведения активной инвестиционной политики[28]. Используя опыт других муниципальных образований Российской Федерации[29], целесообразно разработать инвестиционно-ориентированную систему муниципального администрирования земельного налога и налога на имущество физических лиц, точно отражающую инвестиционные приоритеты городского развития в средне- и долгосрочной перспективе, формирующих действенный инструмент проведения активной инвестиционной политики города Ханты-Мансийска.
Ответственный за реализацию проекта: Управление экономического развития и инвестиций.
Сроки реализации:2014—2016.
Мероприятия проекта.В рамках существующей нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Закон автономного округа от 31 марта 2012 года № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре») будет осуществлено совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности, включающее проведение следующих мероприятий:
· разработка и утверждение Инвестиционной стратегии МО г. Ханты-Мансийск на период до 2020 года, которая даст видение конкурентных преимуществ и слабых сторон социально-экономического развития города по сравнению с другими городами с точки зрения инвестиционной привлекательности, определит инвестиционные приоритеты долгосрочного развития (в том числе, отраслевые направления, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты и др.) и механизмы их реализации (взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиционной активности), что позволит наиболее эффективно использовать потенциал города для улучшения инвестиционного климата, активизации инвестиционной деятельности и успешного развития;
· разработка и утверждение Инвестиционного меморандума МО г. Ханты-Мансийска, в котором будут четко установлены принципы взаимодействия органов власти города с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, сформулированы обязательства администрации города по обеспечению и защите прав инвесторов, содействию реализации их проектов;
· разработка и утверждение муниципального Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна», в рамках которого будет определен порядок предоставления полного спектра инструментов поддержки инвестиционной деятельности для всех категорий инвестиционных проектов и различных стадий инвестиционного процесса по принципу «единого окна», включая процедуру внесения и рассмотрения проекта, обязательство предоставления информации о возможных инструментах поддержки, на которые может претендовать инициатор проекта (участие в муниципальных и региональных программах, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений) и о возможности прохождения бесплатного обучения по правилам использования конкретного инструмента поддержки, что будет обеспечивать равный доступ любым инициаторам инвестиционных проектов ко всем существующим программам поддержки, услугам организаций инфраструктуры и источникам ресурсов.
В рамках совершенствования организационных механизмов поддержки инвестиционной деятельности будут проведены следующие мероприятия:
· создание муниципальной службы по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «единого окна», которая будет осуществлять организационно-информационную поддержку инвестиционных проектов в соответствии с положениями муниципального Регламента;
· проведение экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемое в целях проверки эффективности использования инвестиционных средств, предотвращения инвестирования в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм, а также в целях обеспечения соответствия реализуемых инвестиционных проектов приоритетам инвестиционной стратегии и социально-экономической политики города;
· сопровождение приоритетных для города инвестиционных проектов, в том числе оказание содействия в решении вопросов отведения земли, подключения к инженерным сетям, снабжения энергоресурсами, которое позволит осуществлять контроль за реализацией приоритетных для города инвестиционных проектов и оказывать своевременную помощь инвесторам в разрешении проблемных ситуаций;
· развитие механизмов муниципально-частного партнерства в инвестиционной сфере, в том числе путем предоставления льготных условий пользования землей и другими ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, нацеленное на создание благоприятного инвестиционного климата, активизацию привлечения инвестиций.
В рамках применения механизмов стимулирования инвестиционной деятельности будут проведены следующие мероприятия:
· предоставление налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности (включая индивидуальных застройщиков), в том числе, путем освобождения от полной или частичной уплаты местных налогов и сборов, изъятия из налогообложения в местный бюджет определенных элементов объекта налогообложения, понижения налоговых ставок по местным налогам и сборам, реструктуризации задолженности в местный бюджет путем направления средств на инвестиционные цели, иных налоговых льгот с целью создания условий, благоприятных для привлечения различных категорий инвесторов и стимулирующих развитие социально-экономическое развитие города.
· использование механизмов гарантирования, страхования и перестрахования рисков при реализации приоритетных инвестиционных проектов, в том числе с использованием специально созданного из объектов муниципальной собственности для предоставления и обеспечения гарантий города муниципального страхового залогового фонда и др., что позволит обеспечить снижение некоммерческих инвестиционных рисков;
· совершенствование и оптимизация использования лизинговых схем в инвестиционном процессе, предполагающее в частности удовлетворение спроса на обновление основных средств (в особенности, со стороны малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей) на возвратной основе с использованием механизма лизинга.
В рамках формирования инвестиционно-привлекательного имиджа города будут проведены следующие мероприятия:
· создание консультационно-информационной службы для реальных и потенциальных инвесторов (в том числе, для индивидуальных застройщиков), обеспечивающей оперативное предоставление информации и оказывающей консультационные услуги по различным вопросам инвестиционной деятельности в городе, что позволит организовать постоянный рабочий диалог реальных и потенциальных инвесторов с администрацией, расширить круг субъектов инвестиционной деятельности города, повысить инвестиционную активность населения, главным образом, в индивидуальном жилищном строительстве;
· создание реестра наиболее привлекательных для инвесторов объектов муниципальной собственности в виде базы данных «Реестр объектов муниципальной собственности для инвестирования в МО г. Ханты-Мансийск», что будет способствовать привлечению инвесторов к реализации инвестиционных проектов по приоритетным для города направлениям и эффективному использованию муниципальной собственности;
· проведение комплексных и отраслевых презентаций городских инвестиционных проектов для потенциальных инвесторов, которое позволит продемонстрировать инвестиционные возможности и преимущества города, повысить его статус посредством демонстрации реальных достижений и перспектив развития, предоставить потенциальным инвесторам (как российским, так и иностранным) возможность получения информации о реализуемых экономических проектах и созданной системе поддержки инвестиционной деятельности, а также обеспечить продвижение наиболее значимых для города инвестиционных проектов.
В рамках развития информатизации в сфере инвестиционной деятельности будут проведены следующие мероприятия:
· предоставление информации для специализированного инвестиционного портала Ханты-Мансийском автономного округа – Югры (http://investugra.ru/);
· соглашение об организацииотдельного двуязычного раздела (на русском и английском языках), посвященного инвестиционному развитию административного центра округа – города Ханты-Мансийск – на специализированном инвестиционном портале Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; создание и поддержка ссылок на данный раздел на всех официальных сайтах органов власти МО г. Ханты-Мансийск.
· разработка электронной инвестиционной карты города с отражением основных характеристик (местоположения, объемов финансирования, сроков и этапов реализации, а также ключевых показателей эффективности) реализуемых инвестиционных проектов, предназначенной для ведения мониторинга инвестиционной деятельности;
· мониторинг инвестиционной деятельности на основе электронной инвестиционной карты города, проведение которого позволит осуществлять оперативный контроль реализации муниципальной адресной инвестиционной программы и приоритетных инвестиционных проектов, оценивать эффективность использования инвестиционных ресурсов, в том числе с точки зрения комплексного развития территории, используя преимущества консолидированного хранилища данных и их наглядной графической визуализации на основе ГИС-технологий.
Осуществление всех перечисленных мероприятий с применением системы нормативно-правовых, организационных, финансовых и информационных механизмов поддержки инвестиционной деятельности на основе широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий будет способствовать улучшению инвестиционного климата и формированию инвестиционно-привлекательного имиджа МО г. Ханты-Мансийск, обеспечит создание благоприятных условий для комплексной реализации инвестиционных проектов по приоритетным для города направлениям, расширит спектр источников финансирования инвестиционной деятельности за счет усиления внешнего инвестиционного присутствия и возникновения конкуренции в инвестиционном пространстве города, формирования инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства, а также широкомасштабного вовлечения в инвестиционный процесс средств населения города.
Параметры необходимого финансирования проекта:[по направлению формирования инвестиционно-привлекательного имиджа города и развития информатизации в сфере инвестиционной деятельности – 4 млн руб. (в т.ч. 2 млн в 2014 г. с учетом первичного создание в данном году информационных ресурсов и баз данных), по остальным направлениям дополнительное финансирование не требуется.]
Результаты реализации проекта: Результатом реализации проекта будет увеличение инвестиционной привлекательности города Ханты-Мансийска и как следствие – повышение экономической безопасности горожан.
Новые муниципальные нормативные правовые документы для реализации проекта: Инвестиционная стратегия МО г. Ханты-Мансийск на период до 2020 года, Инвестиционные меморандум МО г. Ханты-Мансийск.