Город, комфортный для жизни и работы, означает, что он обеспечивает своим жителям экономическую и физическую безопасность. Индикаторы физической безопасности интуитивно понятны, они основаны на оценках эффективности долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений в городе Ханты-Мансийске" на 2012 - 2014 годы, принятой постановлением администрации города Ханты-Мансийска от 16 декабря 2011 г. № 1420 (в ред. постановлений Администрации города Ханты-Мансийска от 09.04.2012 № 423, от 26.09.2012 N 1106). Такими показателями являются: "Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними", "Доля преступлений, совершенных в общественных местах, в числе зарегистрированных преступлений", "Доля уличных преступлений в числе зарегистрированных преступлений", "Количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими". Но показатели экономической безопасности требуют подробной расшифровки. Они для Ханты-Мансийска связаны с комфортизацией экономической сферы через развитие нового малого бизнеса, сектора услуг, промышленного сервиса.
В индикаторы эффективности включаются показатели, связанные с занятостью на малых предприятиях, уровень развития потребительского рынка. Усилено внимание к малому бизнесу посредством предложенных показателей оценки мероприятия «Системное обучение -- малому бизнесу» (для включения в МЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска), где возникнет синергия от усилий торгово-промышленной палаты Югры, фонда поддержки предпринимательства Югры, ООО «Окружного бизнес-инкубатора», ОАО «Югорской лизинговой компании», координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Главе Администрации города, технопарка высоких технологий.
Уровень официально зарегистрированной безработицы прогнозируется к 2020-му году на уровне 0,14%. Доля занятых в малых предприятиях в общей численности занятых в экономике будет расти и составит к 2020-му почти 22%. По сравнению с 2009-м годом увеличится с 89,4 до 103,3 уровень реальных располагаемых денежных доходов в расчете на душу населения. Важным показателем экономической безопасности является коэффициент концентрации доходов (индекс Джини). Мы прогнозируем, что к 2020-му году он должен составлять не более 0,3. Увеличение индекса Джини свидетельствует о росте дифференциации в концентрации доходов.
Микропоказатели экономической безопасности включают показатели, связанные с реализацией проекта «Системное обучение - малому бизнесу» (развитие стажировок представителей малого бизнеса за рубежом, Организация обучающих семинаров по новым программным средствам/изменению законодательства в области малого бизнеса). Инновационное развитие городской экономики связывается с формированием кластера организаций науки, образования и производства. Число субъектов экономики, составляющих кластер, к 2020-му году должно составить не менее 100 организаций научно-производственного профиля.
Долгосрочным инвестиционным проектом, который окажет влияние на городскую экономику, является строительство железной дороги Ханты-Мансийск – Салым, протяженностью 200 км. Этот проект реализуется при лидерстве РЖД, но мы включили его в программу, потому что он является одним из ключевых, обеспечивающих экономическую безопасность города за счет увеличения транспортной доступности.
Представленный блок макро- и микропоказателей отражает реализацию муниципальной экономической политики. Мы ими оцениваем, насколько Ханты-Мансийск может проводить ответственную экономическую политику, направленную на развитие малого бизнеса, привлечение новых инвестиций в сферу услуг и промышленного сервиса.
Таким образом, задачу обеспечения экономической и физической безопасности можно рассматривать как комплекс мер, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности её использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий. Эта задача ориентирует местную экономическую политику на обеспечение роста качества жизни, обеспечение эффективной занятости и создание надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы. Детальные расчеты показателей эффективности и их прогнозируемые тренды по задаче "Обеспечение экономической и физической безопасности" представлены в таблицах 6.4.1. и 6.4.2.
Таблица 6.4.1 - Макропоказатели эффективности деятельности, мероприятий и проектов в задаче «Экономическая и физическая безопасность» (эффективность мероприятий структурного реформирования экономики)
2009 (базовый)
Уровень официально зарегистрированной безработицы, %
0,697
0,29
0,26
0,23
0,21
0,19
0,17
0,15
0,14
Численность занятых в экономике, тыс. человек
48,032
54,95
56,63
57,52
58,13
58,61
59,04
59,43
59,81
Доля занятых в малых предприятиях в общей численности занятых в экономике, %
10,9
15,95
17,55
18,93
20,05
20,84
21,25
21,46
21,67
Рост реальных располагаемых денежных доходов в расчете на душу населения, % в год
89,4
99,5
103,3
103,3
103,3
103,3
103,3
103,3
103,3
Объем платных услуг, млрд. руб.
в ценах соответствующих лет
5,9
6,4
6,8
7,3
7,8
8,4
8,9
9,4
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини)
0,4
0,39
0,38
0.36
0.34
0.32
0,3
0,3
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения
2,5
2,1
2,0
1,9
1,8
1,7
1,6
1,5
1,5
Уровень покупательской способности населения (соотношение величины среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума), раз
3,83
3,17
3,46
3,79
4,17
4,61
5,11
5,69
6,34
Уровень потребления населением товаров и услуг, тыс. рублей
214,355
220,73
252,9
290,63
334,89
386,81
447,7
519,15
602,95
Уровень общеуголовной преступности (количество преступлений на 10 тыс. населения)
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (кол-во)
Доля преступлений, совершенных в общественных местах, в числе зарегистрированных преступлений (%)
Доля уличных преступлений в числе зарегистрированных преступлений (%)
13,5
13,5
13,5
13,5
Количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими (кол-во)
Таблица 6.4.2 - Микропоказатели эффективности деятельности,
мероприятий и проектов в задаче "Экономическая и физическая безопасность"
№
Название проекта
Показатель эффективности
Количественная оценка показателей эффективности реализации мероприятий
Краткосрочные проекты первой очереди (2014--2016)
4.1
Разработка и принятие МЦП "Автомобильный сервис в Ханты-
Мансийске"
Повышение пропускной способности дорожно-уличной сети по сравнению с 2012 г., в %
Снижение задержек на узловых пересечениях по сравнению с 2012 г., в %
4.2
Проект «Глобальное знание -- малому бизнесу» (для включения в МЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска»)
Организация стажировок представителей малого бизнеса за рубежом, чел.
Организация обучающих семинаров по новым программным средствам/изменению законодательства в области малого бизнеса, ед.
Долгосрочные проекты, реализуемые в два этапа (2014--2016 и 2017--2020)
4.3
Проект «Создание инновационного кластера
Создание инновационного кластера
-
есть
есть
есть
есть
есть
есть
Количество организаций науки, образования, малого промышленного бизнеса, вступивших в кластер