Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное неблагоприятное влияние на состояние ОС закреплены, в основном, в разделе VI, а также косвенно ‑ в разделах IV, VII закона РФ "Об охране окружающей природной среды". Требования двух последних разделов должны учитываться одновременно при экологическом контроле действующих объектов и при экологической экспертизе проектов по аналогичным хозяйственным объектам, а также в случае их размещения на территории.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов(раздел VI) в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние ОС, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды... (ст.40).
При размещении (ст.41) предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране ОС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения. Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РСФСР и статьей 11 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и других нормативно-правовых документов, при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны ОС, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ) и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума.
Решение о размещении крупных народнохозяйственных объектов принимается соответствующими органами государственной власти Российской Федерации или субъектов в её составе на основе заключения государственной экологической экспертизы.
При технико-экономическом обосновании проекта, (ст.42) проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться современный уровень научно-технического прогресса и предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду и предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды.
Технико-экономическое обоснование проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную, а при необходимости и общественную экологическую экспертизу. Проекты, не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков.
При строительстве, реконструкции (ст.43) предприятий, сооружений и иных объектов должны применяться утвержденные проекты, имеющие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами. Нарушение требований Закона, а также требований заключения ГЭЭ влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (в т.ч. ГЭЭ), санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ) с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.
Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды. Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экологические требования при эксплуатации (ст.45) предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности (раздел VII) косвенно учитываются в ходе экологических обоснований и ОВОС, а также при проведении ГЭЭ. При проектировании хозяйственных объектов необходимо учитывать правила и меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, обеспечивающие установленные нормативы качества окружающей природной среды. Для этого требуется соблюдение показателей утвержденных технологий, внедрение экологически безопасных технологий и производств, обеспечение надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, планирования мероприятий по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводства природных ресурсов.
Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В разрешении, выдаваемом после соответствующего типа проверки, аналогичной по сути государственной экологической экспертизе, устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и согласуются другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека. Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ могут устанавливаться (также после соответствующего согласования, являющегося специфическим типом ЭЭ) временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов, сбросов до предусмотренных предельных величин.
Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусматриваемых разрешением на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, влечет за собой аналогичное запрету проекта ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ), а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.
В наибольшей степени сходным с ГЭЭ, является выдача разрешения на перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов, которая производится также по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (обычно через экспертное подразделение), а также службой санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе, группируются в подзаконных нормативно-правовых документах по группам, соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым относятся: разработка самой нормативной документации; прединвестиционное обоснование намерений, в том числе по размещению объектов на территории; обоснования в проектной документации; обоснования сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий разрешений и согласований для различных видов деятельности.
Глава 5 Экологическое заключение
При вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов учитываются условия выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом и заключением ГЭЭ, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (в т.ч. ГЭЭ), санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
Введение
Проблема переработки и рационального использования отходов кожевенного и мехового производства в последние годы становится особенно актуальной во всем мире. Это обусловлено тем, что в процессе производства натуральных кож и пушно-меховых полуфабрикатов образуется значительное количество (30 - 50% от массы сырья) отходов, содержащих до 50% белковых веществ, а также многих других побочных продуктов. Актуальность решения указанной проблемы также диктуется ухудшением экологической обстановки. Значительная часть органических отходов кожевенного и мехового производства еще не нашла применения и вывозится на свалки, что, помимо материальных потерь, ведет к загрязнению окружающей среды.
Такая форма хозяйственной деятельности человека - воздействие промышленности на окружающую среду, несет серьезные угрозы: деградацию поверхности земли (изменение рельефа, структуры и качества почвы), загрязнение воздуха, вод, климатические изменения, обеднение флоры и фауны, ухудшение условий жизни и состояния здоровья населения.
Так, непереработанные коллагенсодержащие отходы обладают способностью сорбировать клетки микроорганизмов и могут стать источником образования различных вирусов. Кроме того, складирование отходов на территории предприятий приводит к массированному загрязнению почвы и миграции загрязняющих веществ в грунтовые воды, а также к смыву их поверхностным стоком в открытые водоемы. Аккумулируя значительное количество загрязнений, почва на долгое время становится источником миграции химических веществ в смежные среды: грунтовые воды, атмосферный воздух, в растения – продукты питания [1]. Если использование химических веществ (макро- и микроудобрений), например, в сельскохозяйственной практике регламентировано нормативно-техническими документами, то попадание в почву макро и микроэлементов, а также азотосодержащих соединений, содержащихся в кожевенных и меховых отходах, - процесс совершенно нерегулируемый и потому наиболее опасный для здоровья людей. При имеющейся тенденции резкого увеличения объемов образования указанных отходов вопрос их утилизации, с точки зрения экологической ситуации, становится особенно острым.
Неизбежно образующиеся отходы содержат: весьма ценные природные органические материалы, которые могут быть использованы в качестве сырья в производстве полезных продуктов. Например, ценный природный белок - коллаген, который может быть извлечен и широко использован в виде коллагеновых препаратов в различных отраслях промышленности.
В этой связи экономически выгодным является разработка высоко эффективных технологий переработки кожевенных и меховых отходов. Наиболее ценными из коллагенсодержащих отходов являются те из них, исходная природа которых в процессах производства не подвергалась изменению (отходы кожевенного и мехового сырья) или изменена незначительно (гольевые отходы). Такие отходы легче перерабатывать, а сами продукты переработки могут найти широкое применение, так как экологически безопасны. Более сложной задачей является переработка отходов, образующихся на последующих стадиях производства, в частности, переработка отходов дубленых кож, которые содержат токсичные химические материалы и имеют структурные образования. Таким образом, проблема переработки коллагенсодержащих отходов кожевенного и мехового производства имеет два решающих фактора – экологический и экономический. В данной работе проведен анализ наиболее известных и используемых направлений переработки коллагенсодержащих, жирсодержащих, кератинсодержащих твердых отходов кожевенного и мехового производства.