Несколько секунд - полная тишина. Только издалека доносится шум уходящего поезда. Потом слева появляется белое платье и медленно проплывает мимо окна. Уставшая, печальная, отчаявшаяся НЕЗНАКОМКА останавливается на пороге.
НЕЗНАКОМКА (ошеломленно смотрит на двоих мужчин, потом ее взгляд останавливается на НАЧАЛЬНИКЕ. Без злобы.) Негодяй!
НАЧАЛЬНИК (пожимая плечами): Ну, сударыня.
НЕЗНАКОМКА (больше себе самой): Ушел...
НАЧАЛЬНИК: Ничего не поделаешь. Порядок. Долг.
НЕЗНАКОМКА (совершенно обессиленная, входит в кабинет, делает несколько шагов и падает на стул): Ушел...
НАЧАЛЬНИК (приступая к расследованию): Ваше имя, сударыня?
НЕЗНАКОМКА поднимает на него непонимающий, отсутствующий взгляд.
НАЧАЛЬНИК: Необходимо составить протокол. Ваше имя, место жительства, возраст, род занятий!
НЕЗНАКОМКА не отвечает, словно ничего не видит и не слышит.
НАЧАЛЬНИК (после паузы): Не будете отвечать - вам же хуже. Составить протокол - моя прямая обязанность. И если вы будете молчать, инструкция предписывает мне отправить вас в полицию. (Многозначительно.) У нас, между прочим, и полиция есть, хоть вы и думаете, что попали в чистое поле.
УЧИТЕЛЬ (подходя к НЕЗНАКОМКЕ, взволнованно): Почему вы не отвечаете, сударыня? Как вас зовут?
НЕЗНАКОМКА: Оставьте меня. Оставьте меня все в покое.
УЧИТЕЛЬ: Но как ваше имя? Откуда вы?
НЕЗНАКОМКА: Прошу, оставьте меня. Я очень устала.
УЧИТЕЛЬ: Может, у вас все-таки есть какие-нибудь документы? Хоть удостоверение?
НЕЗНАКОМКА (бесконечно усталым жестом протягивает ему сумочку): Не знаю... Ищите. Если найдете - сами все увидите.
УЧИТЕЛЬ (берет сумочку, делает шаг к рампе в сопровождении НАЧАЛЬНИКА, открывает сумочку и начинает искать, вынимая один за другим все предметы и передавая их НАЧАЛЬНИКУ - подержать): Флакон духов...
НАЧАЛЬНИК (нюхая воздух): Пахнут - одуреть!
УЧИТЕЛЬ: Носовой платок... Губная помада... Портсигар с двумя папиросами...
НАЧАЛЬНИК (нюхая папиросы): Заграничные...
УЧИТЕЛЬ (освободив сумочку): Больше ничего.
НАЧАЛЬНИК: И никаких документов?
УЧИТЕЛЬ: Никаких.
НАЧАЛЬНИК: Ни единой бумажки?
УЧИТЕЛЬ: Ни одной.
НАЧАЛЬНИК (после минутного размышления): Позвоню-ка я комиссару Динкэ. Тут дело не чисто...
УЧИТЕЛЬ (поворачиваясь к НЕЗНАКОМКЕ, которая по-прежнему в прострации сидит на стуле): Сударыня, прошу вас... Это в ваших же интересах, я вас очень прошу, одно усилие... ответьте... Вспомните... Кто вы? Откуда? И куда едете?
НЕЗНАКОМКА (подняв на него отсутствующий взгляд и пожимая плечами): Еду... (Неожиданно приняв решение и вскакивая на ноги.) Еду, чтобы умереть. Броситься под поезд. (Быстро выходит и исчезает в темноте.)
УЧИТЕЛЬ (встревожено): Сударыня!
НАЧАЛЬНИК: Совершенно ненормальная!
УЧИТЕЛЬ: Может произойти несчастье. Ее нужно спасти.
НАЧАЛЬНИК: Да не беспокойтесь. В это время ни одного поезда.
УЧИТЕЛЬ (выходит на перрон): Сударыня! Сударыня! (Возвращается.) Где она? Там слишком темно. Я ничего не вижу.
НАЧАЛЬНИК: Да не убивайтесь вы, господин учитель. Говорю же, что ни одного поезда не будет. (Кричит с порога.) Иким! Иким! Иким! Глянь, нет там женщины на путях?
ГОЛОС ИКИМА (в отдалении): Освободите путь! Освободите путь!
НАЧАЛЬНИК (нюхая воздух): Ну и аромат, Господи, весь вокзал пропах! Еще не хватает, чтобы сейчас принесло мою благоверную... (Через секунду другим тоном.) Сразу видно - дама большого света. Вы ее разглядели?
УЧИТЕЛЬ (с подъемом): Красивая!
НАЧАЛЬНИК: А платье вы ее видели? Плечи голые, шея голая, спина голая. Да она почти раздета.
УЧИТЕЛЬ: Очень красивая... (Обеспокоено.) Только бы она с собой чего-нибудь не сделала...
НАЧАЛЬНИК: Да она покамест и не сможет - поезда-то нету. Тии! Вот так передряга! И надо же, чтобы это стряслось именно со мной! Ну не могла она, Господи, сойти в Кымпине или в Брязе!
УЧИТЕЛЬ: Но вы сами в этом виноваты. Надо было оставить ее в покое.
НАЧАЛЬНИК: Не могу, господин учитель. Нарушение закона. (Раздраженно.) И потом - с какой стати ее отпускать? Потому что она пропахла духами, потому что ехала из Синаи, потому что разгуливает голышом, играет в рулетку, и перекрыла пути на моем вокзале?
УЧИТЕЛЬ: А если она с собой что-нибудь сделает?
НАЧАЛЬНИК: Тогда караул. Анкеты, рапорта. Может и в газеты попасть. И это после двадцати трех лет службы.
ГОЛОС ИКИМА (приближаясь): Освободите пути!
НАЧАЛЬНИК (быстро выходя на порог): Ты ее нашел, Иким?
ГОЛОС ИКИМА: Здесь она, господин начальник.
НАЧАЛЬНИК: И что делает?
ГОЛОС ИКИМА: Сидит на рельсах и курит папиросу.
УЧИТЕЛЬ (быстро выходя, озабоченно): Сударыня!.. (Исчезает в темноте.)
НАЧАЛЬНИК (с порога): Барышня!... Сударыня!... Идите сюда, на свет. Чего даром сидеть на рельсах. Все равно до одиннадцати тридцати пяти не будет ни одного поезда.
НЕЗНАКОМКА (возвращается в сопровождении УЧИТЕЛЯ): Что вам от меня нужно? Что вы меня зовете? Почему не оставляете в покое?
УЧИТЕЛЬ: Сударыня... мы хотим вам добра.
НЕЗНАКОМКА: Я заметила.
УЧИТЕЛЬ: На улице прохладно, сыро, легко простудиться... тем более вы одеты так... так легко...
НЕЗНАКОМКА (зябко поводит плечами): Я замерзла.
УЧИТЕЛЬ: Видите?!
НАЧАЛЬНИК: Разве тут не хорошо? Есть стул, лампа. Сейчас сядем, поговорим, вот время и пролетит.
НЕЗНАКОМКА (с усталым жестом, безразлично): В конце концов... (Садится на стул.)
НАЧАЛЬНИК: Вот так... (Через мгновение.) Ну и как же вас все-таки зовут?
НЕЗНАКОМКА (быстро): Опять начинаете?
УЧИТЕЛЬ: Сударыня, поймите... Мы просто хотим понять... потому и расспрашиваем, потому и упрашиваем, чтобы вам же и помочь.
НЕЗНАКОМКА: Не нуждаюсь.
УЧИТЕЛЬ: Вы переволновались. Я понимаю. И не хотите нам отвечать. Это тоже понятно. Все: больше никаких вопросов мы задавать не будем.
НАЧАЛЬНИК: Э, а как же протокол, который я составляю?
УЧИТЕЛЬ (коротко): Дайте сюда протокол. (НЕЗНАКОМКЕ.) Больше никаких вопросов мы задавать не будем. Но позвольте мне попытаться угадать... Вероятнее всего, вы ехали из Синаи.
НЕЗНАКОМКА: Возможно.
УЧИТЕЛЬ: И, скорее всего, в Бухарест.
НЕЗНАКОМКА: Скорее всего.
УЧИТЕЛЬ: Хорошо, но тогда или в Бухаресте, или в Синае должен быть хоть кто-то... родственник, друг... которому можно было бы сообщить о том, в какую ситуацию вы попали.
НЕЗНАКОМКА (которой идея кажется неплохой): Думаете?
УЧИТЕЛЬ: Уверен. Дайте нам адрес, имя, хоть какою-нибудь зацепку.
НЕЗНАКОМКА? И вы думаете, что-нибудь получится?
УЧИТЕЛЬ: А что может не получиться? Дадим телеграмму. Или даже... (показывает на телефон на стене) позвоним по телефону.
НЕЗНАКОМКА: По телефону?
УЧИТЕЛЬ: Ну, конечно.
НЕЗНАКОМКА: Хорошо... тогда... Тогда позвоните в Синаю. В отель "Палас"... или... если его там нет... то в казино.
НАЧАЛЬНИК (подходя к телефону): И кого спросить?
НЕЗНАКОМКА: Э... (Внезапно передумывает.) Нет. Не могу. Не хочу. Я лучше умру. Лучше брошусь под поезд.
НАЧАЛЬНИК: Но я же сказал вам, что до одиннадцати тридцати пяти ни одного поезда не будет.
НЕЗНАКОМКА: До одиннадцати тридцати пяти? Отлично. Я подожду. И умру в одиннадцать тридцать пять.
УЧИТЕЛЬ: Но почему вы хотите умереть?
НАЧАЛЬНИК: И почему именно здесь? И не грешно вам? Я человек семейный, с положением. Хотите втянуть меня в передрягу? Анкеты, рапорта.
УЧИТЕЛЬ (воодушевленно, с чувством): Сударыня!..
НАЧАЛЬНИК: Слушайте, я всего лишь бедный служащий, но готов из своего кармана оплатить вам билет до Кымпины, а там уж делайте, что хотите. Вокзал большой, поездов много.
УЧИТЕЛЬ: Сударыня, очнитесь, опомнитесь. Выкиньте эти глупые мысли, вы так молоды, так прекрасны.
НЕЗНАКОМКА: Серьезно? Вы заметили?
УЧИТЕЛЬ: Вы должны жить.
НЕЗНАКОМКА (оглядываясь): Где? Здесь?
УЧИТЕЛЬ: Уезжайте. Вам необходимо уехать.
НЕЗНАКОМКА: Если нужно, так зачем же меня высадили с поезда?
НАЧАЛЬНИК: Потому что у вас не было билета.
УЧИТЕЛЬ: Мы дадим вам новый билет.
НАЧАЛЬНИК: Кто это - мы?
УЧИТЕЛЬ: Я.
НАЧАЛЬНИК: А деньги у вас есть?
УЧИТЕЛЬ (смешавшись): Сейчас нет. Но завтра утром я получу жалованье.
НЕЗНАКОМКА: Завтра утром? Я не могу ждать до завтрашнего утра. Здесь, в чистом поле...
НАЧАЛЬНИК: В каком поле, сударыня? В каком поле? Позвольте! У нас тут город.
НЕЗНАКОМКА: Какой город?
НАЧАЛЬНИК: Должен вам заметить. Городская управа. Суд, больница...
УЧИТЕЛЬ: Гимназия...
НАЧАЛЬНИК: Восемь тысяч жителей.
УЧИТЕЛЬ (с едва уловимой горечью): Восемь тысяч двести сорок пять. По последней переписи.
НАЧАЛЬНИК: Это без меня, меня не посчитали. Я в тот день был в Бухаресте, по делам.
НЕЗНАКОМКА: Восемь тысяч двести сорок пять жителей. (НАЧАЛЬНИКУ.) С вами - восемь тысяч двести сорок шесть. (Задумчиво.) Если я останусь здесь на ночь, будет восемь тысяч двести сорок семь. (Через мгновение.) Гостиница есть?
НАЧАЛЬНИК: Как не быть? Отель "Монополия", в центре.
НЕЗНАКОМКА: Но у меня нет денег.
УЧИТЕЛЬ: Ничего страшного. Я бы завтра заплатил; но у вас нет никаких документов.
НАЧАЛЬНИК: Именно. А без них никак нельзя. (УЧИТЕЛЮ.) А, может, отправим ее в больницу? Скажем, что было крушение поезда.
НЕЗНАКОМКА: В больницу? В больницу я не поеду.
НАЧАЛЬНИК: Тогда в полицию. Все равно без документов ее возьмут только в полиции.
УЧИТЕЛЬ: Не слушайте его, сударыня. Он сам не знает, что говорит.
НАЧАЛЬНИК: Да я-то знаю, но куда она еще хочет попасть - без документов?! (НЕЗНАКОМКЕ.) Может, вы теперь пожелаете сообщить нам, как вас зовут?
НЕЗНАКОМКА: Вы меня замучили. Долго еще до одиннадцати тридцати пяти? Хоть бы все закончилось поскорее.
УЧИТЕЛЬ (с новым беспокойством): Сударыня...
НЕЗНАКОМКА (раздосадованно): Вы меня замучили, замучили. Мне холодно, я хочу спать, я голодная.
НАЧАЛЬНИК: Кой чего поесть я бы вам дал.
НЕЗНАКОМКА (с отвращением): Где? Что?
НАЧАЛЬНИК: Ну, ничего особенного нет. Но есть немного утки с капустой, осталось с обеда. Чудная утка! Ее вчера раздавил дизель.
НЕЗНАКОМКА: Я не ем уток, раздавленных дизелем.
НАЧАЛЬНИК: А чего такого? Чудная утка. Только как бы нам сделать, чтобы вас не застала моя благоверная. Знали бы вы мою жену - она меня просто живьем сожрет.
НЕЗНАКОМКА (потрясенно)? Что за ночь! Какой кошмар! Неужели это никогда не кончится? Неужели никогда не наступит день?
УЧИТЕЛЬ: Да нет, сударыня. Вам просто нужно отдохнуть, подождать.
НЕЗНАКОМКА: Я не могу, я больше не могу. Как я хотела бы умереть! Или хотя бы заснуть... Почему вы не оставили меня там, на рельсах?.. Там было так хорошо... (Устраивается на стуле.) Я буду спать здесь. Погасите свет.
НАЧАЛЬНИК: Господи! Здесь нельзя! Сюда придет моя благоверная.
НЕЗНАКОМКА (вскакивает на ноги. Вне себя от отчаяния): Тогда где, где, где? Здесь нельзя, на рельсах нельзя, что вы еще от меня хотите?
УЧИТЕЛЬ: Сударыня... Не знаю, могу ли я, нужно ли это... видите ли... у меня скромный домик... всего одна комната... но если вы хотите... если бы вы захотели.... я отведу вас к себе домой... и оставлю там одну... Всего на одну ночь... Только до утра... А сам пойду ночевать к коллеге. (НАЧАЛЬНИКУ, поясняя.) К Удре, учителю музыки.
НАЧАЛЬНИК: Отличная мысль.
УЧИТЕЛЬ: Завтра утром все покажется вам не таким сложным. У вас появятся деньги, вы уедете, но прежде хоть немного отдохнете.
УЧИТЕЛЬ поспешно выходит. Сквозь окно видно, как он уходит.
ЗАНАВЕС
ВТОРОЙ АКТ
В тот же вечер дома у УЧИТЕЛЯ. Обстановка провинциального холостяка. Все очень чистенькое, но бедное и разрозненное. Стол, стулья, диван. Полка с книгами. Кроме этого, книги лежат всюду - на столе, на стульях, на полу. На первом плане справа - входная дверь. Слева, на втором плане, еще одна дверь. Она ведет в другое помещение (кладовку, кухоньку или чулан). На задней стене - двустворчатое окно, выходящее на маленький садик перед улицей. После поднятия занавеса сцена пуста. Через окно видно ночное южное небо, усыпанное звездами. На горизонте синеют очертания гор.
СЦЕНА 1
УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА
Тишина. Где-то на окраине лает собака. Издалека ей отзывается другая. Справа слышно, как кто-то пытается вставить ключ в замочную скважину. Дверь открывается.
УЧИТЕЛЬ (входя): Сюда, сюда...
НЕЗНАКОМКА (следуя за ним): Мы дошли?
УЧИТЕЛЬ: Да. Вот мы и дома. (Очень бережно кладет книгу на стол.)
НЕЗНАКОМКА: Как темно!
УЧИТЕЛЬ: Секундочку - сейчас я зажгу лампу. (Шарит на ощупь.) Вот только найду спички...
НЕЗНАКОМКА: У вас нет электричества?
УЧИТЕЛЬ: Нет... То есть, в сущности, есть, но его никак не проведут. Может, осенью, когда будет готова станция...
НЕЗНАКОМКА: Но не ждать же мне до осени!
УЧИТЕЛЬ (находит коробок со спичками, но ни одну не может зажечь): Никак не хотят зажигаться. Слишком сыро.
НЕЗНАКОМКА: Что за темнота! Что за улицы! Я пересчитала все углы и заборы!
УЧИТЕЛЬ (наконец ухитрившись зажечь одну спичку): Мне очень жаль, сударыня. Действительно, очень жаль.
Зажигает лампу. Керосиновая лампа с круглым белым фарфоровым абажуром дает крошечный, дрожащий огонек.
НЕЗНАКОМКА (буквально падая на стул): Я больше не могу. Я просто разбита. Я изранила себе все ноги. Сколько камней! Какие булыжники! (Оставшись в чулках, массирует себе ступни.)
УЧИТЕЛЬ (поднимая с пола одну туфельку): В центре, конечно, улицы мощеные, но здесь, у нас...
НЕЗНАКОМКА: И никогда не замостят?
УЧИТЕЛЬ: Ну почему же... Может... на будущий год...
НЕЗНАКОМКА: Боже, вот не везет, так не везет! Я, видно, рановато сюда приехала.
УЧИТЕЛЬ (разыскивая вторую туфельку): А другую я не вижу. Понятия не имею, куда она могла запропаститься...
НЕЗНАКОМКА: Здесь слишком темно. Какая тусклая лампа! И что, совсем нельзя сделать поярче?
УЧИТЕЛЬ: Да нет, можно. Но лучше не надо. Тогда будет заметно на улице.
НЕЗНАКОМКА: Ну и что?
УЧИТЕЛЬ: Не нужно, чтобы кто-нибудь знал, что вы здесь.
НЕЗНАКОМКА: Тогда погасите. Или погасите, или сделайте огонь больше. Иначе я этого не вынесу!
УЧИТЕЛЬ: Как вам будет угодно. Только знайте, что это нехорошо. Свет падает прямо на улицу.
НЕЗНАКОМКА: Но там же никого нет. Улица пуста.
УЧИТЕЛЬ: Это сейчас. А попозже все будут возвращаться из кинематографа... Сегодня среда.
НЕЗНАКОМКА: Ну и что, что среда?
УЧИТЕЛЬ: По средам и по субботам у нас кино. Всегда.
НЕЗНАКОМКА: А вы что же - не пошли?
lУЧИТЕЛЬ: Нет. Я никогда туда не хожу. (Подкручивает фитиль, и свет становится ярче.)
НЕЗНАКОМКА (встает и обводит взглядом комнату): И здесь вы живете? Это... ваш дом?
УЧИТЕЛЬ: Да.
НЕЗНАКОМКА: Ужасно!
УЧИТЕЛЬ: Вам не нравится?
НЕЗНАКОМКА: Что вы. Извините. Здесь очень... красиво.
УЧИТЕЛЬ: Нет, здесь совсем не красиво, но зато есть все, что мне нужно. И от гимназии недалеко. Потому что, видите ли... не знаю, говорил ли я вам... но я ведь учитель.
НЕЗНАКОМКА: Об этом и не нужно было говорить. И так видно.
УЧИТЕЛЬ: Почему?
НЕЗНАКОМКА: По всему. (Опять обводит глазами комнату, внимательно разглядывая каждый предмет, а заодно и самого УЧИТЕЛЯ, словно он тоже часть обстановки.) Кошмар! Снаружи и то было лучше! Давайте немного приоткроем окно. (Идет к окну.)
УЧИТЕЛЬ (испуганно): Нет!
НЕЗНАКОМКА (изумленно): Но почему?
УЧИТЕЛЬ (очень озабоченно): Я разве не сказал вам? Люди пойдут из кинематографа. Свет падает на улицу. И вас увидят.
НЕЗНАКОМКА: Ну и что? (Широко распахивает окно.)
УЧИТЕЛЬ: Но женщина... здесь... в такой час...
НЕЗНАКОМКА: А что, к вам никогда не заходят женщины?
УЧИТЕЛЬ: Сударыня! Как вы могли предположить...
НЕЗНАКОМКА: Вы хотите сказать, что они вообще у вас не бывают?
УЧИТЕЛЬ: Я серьезный человек. Учитель. Лицо ответственное.
НЕЗНАКОМКА: И вы хотите сказать, что я единственная... первая женщина, которая вошла в ваш дом?
УЧИТЕЛЬ: Сударыня, прошу вас, поверьте, что я никогда бы не осмелился... если бы не те необычные обстоятельства, при которых мы встретились...
НЕЗНАКОМКА: Боже, какой вы еще мальчик! Или совсем старик.
УЧИТЕЛЬ: Сударыня! Прошу вас, умоляю, отойдите от окна.
НЕЗНАКОМКА: Но там же никого - ни одной живой души.
УЧИТЕЛЬ: Вас видно через дорогу, у Кирою.
НЕЗНАКОМКА: Какого Кирою?
УЧИТЕЛЬ: Кирою из налогового управления. Белый дом с деревянным забором - где дикий виноград.
НЕЗНАКОМКА (выглянув на улицу): Да, но у них темно.
УЧИТЕЛЬ: Вот именно! Они за шторами.
НЕЗНАКОМКА: А вы откуда знаете?
УЧИТЕЛЬ: Они всегда за шторами.
НЕЗНАКОМКА: Но ведь сегодня среда. Разве они не ушли в кино?
УЧИТЕЛЬ: Ушли, но осталась старуха, мадам Григореску - мать мадам Кирою, с детьми и прислугой. И не только они, еще и Атанасиу.
НЕЗНАКОМКА: Какой Атанасиу?
УЧИТЕЛЬ: Дом напротив со ставнями. И Ласку, судья, желтый дом с тремя окнами на улицу, и Малтопол, и Вишан. Вишан из табачной лавки.
НЕЗНАКОМКА: Ну и общество!
УЧИТЕЛЬ: Не смейтесь, сударыня. Весь город у окон.
НЕЗНАКОМКА: Но я никого не вижу. И не слышу. (Внимательно прислушивается к ночной тишине.) Все давно спят.
УЧИТЕЛЬ: Ну и что, что спят. Они и во сне видят.
НЕЗНАКОМКА (прежним тоном): Ни звука. Ни шороха. (Через секунду.) Ой, нет! Что это за шум?
УЧИТЕЛЬ: Какой шум?
НЕЗНАКОМКА: Вы не слышите? Как будто пилят маленькой пилкой. (Кивает головой в сторону левой двери.) Кажется, там.
УЧИТЕЛЬ: А! Ничего страшного. Это мышонок.
НЕЗНАКОМКА (слегка вздрогнув): У вас мыши?
УЧИТЕЛЬ: Только он один! Не бойтесь. Я его знаю.
НЕЗНАКОМКА: Как это - знаете?
УЧИТЕЛЬ: Ну, это махонький мышонок... серый... с круглыми глазками. Он иногда выходит ночью, когда я засиживаюсь допоздна... читаю... или работаю. Ему нравится гулять среди книг.
НЕЗНАКОМКА: О! (С некоторым испугом.) Среди книг?
УЧИТЕЛЬ: Не беспокойтесь. Сегодня вечером он не выйдет. Он чувствует, что здесь кто-то чужой. Меня-то он знает. Мы с ним друзья.
НЕЗНАКОМКА: Друзья?.. Скажите, а другие друзья у вас есть?
УЧИТЕЛЬ: Конечно. Удря. Мой коллега... Учитель музыки... очень интересный человек. Большой талант. Он композитор. У него я сегодня и переночую. Сейчас самое время уйти. Уже поздно. Вам нужно выспаться...
НЕЗНАКОМКА: А я больше не хочу спать. Все прошло.
УЧИТЕЛЬ: Все равно... слишком поздно... Я должен вас оставить. Постель там. (Указывает на диван робко, словно не осмеливаясь приблизиться.) Белье в шкафу... Если вы захотите умыться...
НЕЗНАКОМКА: Захочу. (Оглядывает себя.) И в поезде, и на вокзале такая пылища!
УЧИТЕЛЬ: Чистое полотенце найдете там же.
НЕЗНАКОМКА (кивнув на левую дверь): Ванная комната там?
УЧИТЕЛЬ: Да... То есть, нет... В некотором роде, это не вполне можно назвать ванной комнатой... Там была просто каморка, нечто вроде кухоньки, но так как я всегда ем в городе, я переделал ее в... в... Впрочем, сами все увидите.
НЕЗНАКОМКА: Душ есть?
УЧИТЕЛЬ: Да, нечто, вроде душа. Это лейка... обычная садовая лейка, подвешенная на стену на бечевке...
НЕЗНАКОМКА: Весьма изобретательно.
УЧИТЕЛЬ: Мне очень жаль... Я так хочу... Мне бы очень хотелось...
НЕЗНАКОМКА: Не стоит так беспокоиться. (Решив довольствоваться тем, что имеется.) А раковина есть?
УЧИТЕЛЬ (с восторгом): Это да! Конечно.
НЕЗНАКОМКА: Тогда прекрасно. Постойте, я посмотрю. (Исчезает за левой дверью, но через несколько секунд возвращается.) Но вода не идет.
УЧИТЕЛЬ (удивленно): Не идет? (Вспоминая.) Ну, конечно же! Водокачка уже остановилась.
НЕЗНАКОМКА: Как остановилась?
УЧИТЕЛЬ: Они всегда отключают воду в шесть часов вечера.
НЕЗНАКОМКА: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Потому что водокачка ночью не работает.
НЕЗНАКОМКА (почти с отчаянием): Они, конечно, правы... Для кого работать ночью? Но если кто-нибудь все-таки захочет умыться или попить?
УЧИТЕЛЬ: У меня есть колодец. Я принесу вам воды из колодца. Со двора...
НЕЗНАКОМКА: Что вы, не надо...
УЧИТЕЛЬ: Почему же? Нет ничего проще. Я принесу прямо в лейке. (Быстро входит в комнату слева, возвращается с садовой лейкой в руках и проходит через сцену.) Сейчас.. Секундочку... (Выходит справа.)
НЕЗНАКОМКА, оставшись одна, с любопытством оглядывается, внимательно рассматривает мебель, пробует рукой диванные пружины, подходит к книжной полке и задерживается на несколько секунд. Снаружи, со двора, слышен скрип колодезного колеса и грохот цепи. НЕЗНАКОМКА одну за другой берет с полки книги, на секунду открывает их и тут же ставит на место. Вновь выходит на середину сцены, продолжая изучать обстановку ищущим, слегка насмешливым взглядом, и тут замечает на столе (слева, передний план) завернутую книгу, которую УЧИТЕЛЬ, придя, осторожно положил сюда. НЕЗНАКОМКА разворачивает ее и, оглядев, без особого интереса - так же, как и другие книги - открывает. В этот момент дверь справа распахивается.
УЧИТЕЛЬ (входя): Нет!
Ставит на пол полную лейку и бросается к НЕЗНАКОМКЕ. Осторожно отбирает у нее книгу.
НЕЗНАКОМКА: А что это за книга?
УЧИТЕЛЬ (уклончиво): Да одна из моих... (Идет к полке и прячет книгу там.)
НЕЗНАКОМКА: Вы не хотите ее мне показать?
УЧИТЕЛЬ: Она вам не понравится. Это старая книга. (Кладет ее подальше, на самый верх полки.)
НЕЗНАКОМКА: Но почему вы не хотите, чтобы я тоже на нее взглянула?
УЧИТЕЛЬ (поворачивается к ней): Но я же сказал, что это будет вам не интересно. Поверьте мне. Это очень старая книга.
НЕЗНАКОМКА: В ней, кажется, были картинки.
УЧИТЕЛЬ: Никаких картинок. (Неопределенно.) Так, диаграммы... карты... Правда, ничего интересного.
НЕЗНАКОМКА (раздосадовано): Хорошо! (С легким сожалением.) А вашему другу мышонку вы бы ее посмотреть позволили?
УЧИТЕЛЬ: Ну, его-то я давно знаю.
НЕЗНАКОМКА: Странный вы человек! И книг у вас столько! Что вы с ними делаете?
УЧИТЕЛЬ: Читаю.
НЕЗНАКОМКА: Все?
УЧИТЕЛЬ: Стараюсь.
НЕЗНАКОМКА (оглянувшись): Никогда в жизни не видела так много книг.
УЧИТЕЛЬ: Их не так уж много... Я хотел бы, но...
НЕЗНАКОМКА (которая увидела на стене над столом - чуть выше книжной полки - два портрета): А кто этот старый господин? Ваш родственник?
УЧИТЕЛЬ: Нет, это Кеплер.
НЕЗНАКОМКА: А тот?
УЧИТЕЛЬ: Коперник.
НЕЗНАКОМКА: Вы их знаете?
УЧИТЕЛЬ: Знаю, но... они умерли. Давно умерли. Несколько столетий назад.
НЕЗНАКОМКА: Как вы сказали зовут того?
УЧИТЕЛЬ: Коперник.
НЕЗНАКОМКА: Кажется, я где-то о нем слышала.
УЧИТЕЛЬ: Очень может быть. (Совершенно серьезно.) Он довольно известен.
НЕЗНАКОМКА: А зачем они вам?
УЧИТЕЛЬ: Так. Я думаю о них... иногда...
НЕЗНАКОМКА (глядя на него долгим взглядом): Что за странный вы человек... Да, очень странный...
Свист. Издалека слышен легкий шум. Возможно, это проснулся городовой. УЧИТЕЛЬ вздрагивает и, предостерегающе подняв палец, мгновение прислушивается.
УЧИТЕЛЬ: Кино закончилось. (Через секунду.) Я слышу шаги... Голоса...
И в самом деле, словно слышится шум голосов, шаги...
НЕЗНАКОМКА: Но я ничего не слышу.
УЧИТЕЛЬ (выкручивает фитиль так, что свет почти гаснет, и шепчет): Тс-с-с-с! Они уже на нашей улице. Отойдите немного от окна... (НЕЗНАКОМКА отходит и прижимается спиной к стене справа от окна. УЧИТЕЛЬ, так же прислонившись спиной к стене, стоит от окна слева. Между ними - широко распахнутые рамы и ночное звездное небо. Через некоторое время шаги, отдаваясь эхом, становятся слышнее.) Приближаются... Идут сюда. (Шаги останавливаются.)
ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (с улицы): Говорю вам, что видела свет. И окно открыто.
УЧИТЕЛЬ (шепотом): Видите? Я же говорил вам - не надо открывать окно.
ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Дома он. Где же ему еще быть. Крикните ему.
ГОЛОС УДРИ: Мирою! Мирою!
НЕЗНАКОМКА (шепотом): Вас зовут Мирою?
УЧИТЕЛЬ (тоже шепотом): Да.
НЕЗНАКОМКА: А дальше как?
УЧИТЕЛЬ: Марин.
НЕЗНАКОМКА: Марин Мирою... Неплохо.
ГОЛОС УДРИ: Мирою! Открой! Это я!
НЕЗНАКОМКА (продолжая шептать): Кто это?
УЧИТЕЛЬ: Мой коллега... Учитель музыки...
ГОЛОС УДРИ: Мирою, ты слышишь? Ты дома?
ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Что вы спрашиваете? Конечно, дома.
НЕЗНАКОМКА: А она кто?
УЧИТЕЛЬ: Тоже коллега... Преподает химию и физику.
НЕЗНАКОМКА: И чего она хочет?
УЧИТЕЛЬ: Не знаю.
НЕЗНАКОМКА: Это ваша любовница?
УЧИТЕЛЬ (возмущенно): Сударыня! Прошу вас...
НЕЗНАКОМКА: Тогда невеста?
УЧИТЕЛЬ: У меня нет невесты.
НЕЗНАКОМКА: Тогда чего же она ищет здесь в такое время?
Снаружи раздается сильный стук в ворота.
УЧИТЕЛЬ (в отчаянии): Она перебудит всю округу! Нужно пойти открыть...
НЕЗНАКОМКА: Так откройте.
Стук продолжается. УЧИТЕЛЬ делает шаг, появляется в окне и, перевесившись через подоконник, кричит.
УЧИТЕЛЬ: Секундочку! Я уже иду! Бегу! (Шепотом обращается к НЕЗНАКОМКЕ.) Что нам делать?
НЕЗНАКОМКА: Ничего. Пусть войдут.
УЧИТЕЛЬ: Чтобы они увидели здесь вас?
НЕЗНАКОМКА: Почему бы и нет?
УЧИТЕЛЬ: Ни за что в жизни! Об этом не может быть и речи. (Вновь высовывается из окна, потому что стук возобновляется.) Иду! Сейчас! Сейчас! (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) Сударыня, вам нужно исчезнуть, спрятаться.
НЕЗНАКОМКА: В окно я не полезу - так и знайте!
УЧИТЕЛЬ: Идите туда. (Показывает на левую дверь.) На минуточку.
НЕЗНАКОМКА: Хорошо, но... (Делает шаг к нужной двери.)
УЧИТЕЛЬ (тревожно): Голову! Пригните голову! (НЕЗНАКОМКА наклоняется и проскальзывает под окном.)
НЕЗНАКОМКА (подходя к двери): Только не держите меня там долго.
УЧИТЕЛЬ (совсем потеряв голову): Пять минут... Три минуты... Только узнаю, что им нужно... Как только отделаюсь от них...
НЕЗНАКОМКА: Не держите меня там долго - я хочу спать.
УЧИТЕЛЬ: Но вы же сказали, что больше не хотите...
НЕЗНАКОМКА: Э! Опять захотела.
Выходит. Стук в ворота.
УЧИТЕЛЬ (бросаясь к окну): Сейчас! Сейчас!
Хватает лампу, подкручивает фитиль так, что свет опять становится ярким. Быстро оглядывается и спешит к правой двери.
НЕЗНАКОМКА (приоткрыв левую дверь): Эй, слышите! Не держите меня здесь долго! Тут ужасно темно.
УЧИТЕЛЬ (умоляюще): Прошу вас! Прошу вас!
НЕЗНАКОМКА убирает голову. УЧИТЕЛЬ исчезает справа, и несколько мгновений сцена остается пустой.