Дверь справа открывается, и появляется УДРЯ. НЕЗНАКОМКА быстро оборачивается на скрип.
НЕЗНАКОМКА (взволнованно): Сударь! Как хорошо вы сделали, что пришли! Вы со мной не знакомы, но я вас знаю. Вы господин Удря. Входите. Входите, прошу вас.
УДРЯ (окаменев): Сударыня!..
УЧИТЕЛЬ (обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ, мягко): Я вас напугал! Мне очень жаль. (УДРЕ, другим тоном.) Входи, Удря.
УДРЯ (очень смущенно): Что же ты мне не сказал, дружище? Не предупредил, что ты не один?
УЧИТЕЛЬ: Не успел.
УДРЯ (к НЕЗНАКОМКЕ, совершенно сбитый с толку): Сударыня... прошу вас, поверьте... если бы я только знал... (Налетает на лейку, стоящую возле двери.) Что это здесь?
УЧИТЕЛЬ: Лейка. Дай-ка я уберу ее отсюда, чтобы кто-нибудь не опрокинул. (Берет лейку и выходит со сцены через левую дверь, но тут же возвращается из-за УДРИ, который все еще мнется на пороге.) Входи, друг, ты что, не слышишь? У нас к тебе дело.
НЕЗНАКОМКА: Да, да, дело.
УДРЯ: Ко мне?
УЧИТЕЛЬ уходит с лейкой в комнату слева. НЕЗНАКОМКА, пользуясь тем, что на мгновение осталась с УДРЕЙ наедине, бросается к нему.
НЕЗНАКОМКА (быстро): Господин Удря!
УДРЯ: К вашим услугам.
НЕЗНАКОМКА: Вы когда-нибудь видели большую медведицу?
УДРЯ (после секундного замешательства, вызванного неожиданным вопросом): Да, видел.
НЕЗНАКОМКА: Она на небе?
УДРЯ: Помилуйте, где ж еще быть? Конечно, на небе.
НЕЗНАКОМКА: И... скорпион там? Ну, змей?
УДРЯ: Там. А почему вы спрашиваете меня? Спросите его, он лучше знает. Он же мне их и показал. Он ведь у нас астроном.
НЕЗНАКОМКА: Астроном?... А знаете, что он сказал? Что открыл звезду.
УДРЯ (просто): Он ее и открыл. А почему бы ему ее не открыть? Написал же я симфонию.
НЕЗНАКОМКА: Вы написали симфонию?
УЧИТЕЛЬ (входя слева во время последней реплики): Конечно. Я же говорил вам, что он композитор.
УДРЯ: Симфония в четырех частях. Allegro, Andante, Scherzo...
УЧИТЕЛЬ: И снова Allegro. Давай, Удря, пойдем.
УДРЯ: Куда?
УЧИТЕЛЬ: К тебе домой. Сегодня я переночую у тебя.
УДРЯ: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Позволь, я объясню все по дороге.
УДРЯ: А госпожа?
УЧИТЕЛЬ: А госпожа останется здесь.
УДРЯ: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Потому что больше ей спать негде.
УДРЯ: А госпожа кто?
УЧИТЕЛЬ: А вот этого не знаю даже я.
УДРЯ: Постой, дружище, ты совсем меня запутал. Змея была права. Здесь происходят какие-то совершенно не понятные вещи.
УЧИТЕЛЬ: Оставь. Идем. Я все тебе объясню. Спокойной ночи.
НЕЗНАКОМКА: Вы уходите. Но почему?
УЧИТЕЛЬ: Уже поздно.
УДРЯ: Он прав. Поздно.
НЕЗНАКОМКА: Но я не хочу оставаться одна. Почему вы так торопитесь?
УЧИТЕЛЬ: Потому что вы хотели спать. Вам нужно хорошенько выспаться.
НЕЗНАКОМКА: Я больше не хочу спать. Господин Удря, расскажите мне о вашей симфонии. Она красивая?
УДРЯ: Пусть лучше он скажет. (Кивает в сторону УЧИТЕЛЯ).
НЕЗНАКОМКА: Он ее знает?
УДРЯ: Я ему исполнял.
НЕЗНАКОМКА: Как?
УДРЯ: Спел.
УЧИТЕЛЬ: Если вы хотите, чтобы он спел ее и вам, то, боюсь, этой ночью нам не спать вообще. Симфония длинная.
УДРЯ: Я вам расскажу. В ней четыре части. Allegro, Andante, Scherzo...
УЧИТЕЛЬ: И снова Allegro. Давай, идем.
УДРЯ: Постой, друг. Ты что - не видишь, что госпожа интересуется музыкой?
НЕЗНАКОМКА: И вы никогда не исполняли свою симфонию по-настоящему?
УДРЯ: Пока нет.
НЕЗНАКОМКА: Почему?
УДРЯ: Потому что мне суют палки в колеса.
НЕЗНАКОМКА: Кто?
УДРЯ: Да все. Местные власти, директор гимназии... и мадемуазель Куку.
УЧИТЕЛЬ: Удря! Уже поздно.
УДРЯ: Да ладно, дружище. (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) Смотрите сами, сударыня. Я бы хотел, чтобы мою симфонию сыграл оркестр гимназии.
НЕЗНАКОМКА: У вас есть оркестр?
УДРЯ: Нет, но его можно организовать. Ведь что мне, в конце концов, нужно? Восемь скрипок, две виолончели, одна виола и один контрабас. Это найдется. Духовые и ударные можно взять в батальоне, там есть духовой оркестр...
УЧИТЕЛЬ: Тебе все равно никто ничего не даст.
УДРЯ: Вот именно. Но я и не хочу, чтобы мне все это давали. Ну, положим, дадут. Все равно я ничего не смогу сделать.
НЕЗНАКОМКА: Почему?
УДРЯ: Потому что у меня нету английского рожка.
НЕЗНАКОМКА: А что разве без этого... английского рожка... нельзя?
УДРЯ: Боже сохрани! Это же самое главное! Я вам сейчас покажу - почему.
УЧИТЕЛЬ: Прекрати, Удря, поздно...
УДРЯ: Да оставь же меня в покое, Господи! (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) До Scherzo еще куда ни шло, но само Scherzo без английского рожка мертво! Вот смотрите. Сначала духовые... (Дирижерский жест духовым направо - словно воображаемому оркестру.) Пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам! Потом скрипки. (Обеими руками, но уже более быстрыми движениями, дирижирует скрипками, которые находятся совсем рядом.) Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! И теперь вступает английский рожок. (Взмах в глубину сцены.)Ти-ти-ти-ти! (Коротко.) Тим-тим!
НЕЗНАКОМКА: Очень красиво.
УДРЯ: Разве нет? (Повторяет отрывок вновь, но на этот раз уже без объяснений.) Пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ти-ти-ти-ти! Тим-тим!
НЕЗНАКОМКА (восхищенно): А эта последняя часть!
УДРЯ: Ну разве не так?!
УЧИТЕЛЬ (искренне): Это правда. Очень красиво.
УДРЯ: И к чему? Все равно у меня нету английского рожка.
НЕЗНАКОМКА: А разве нельзя взять что-нибудь вместо него? Какой-нибудь другой инструмент?
УДРЯ: Ни за что на свете! Уж лучше совсем не играть! Тысячу лет буду ждать, но исполнять без английского рожка не стану!
НЕЗНАКОМКА: Вы не можете найти его в магазинах?
УДРЯ: Да нет, английские рожки продаются в Бухаресте, но они страшно дорогие. Чуть ли не тридцать тысяч лей.
НЕЗНАКОМКА: Тридцать тысяч...
УДРЯ: Я откладываю кое-что из своего жалованья, и собрал уже почти пять с половиной тысяч, но до тридцати еще далеко. Но у меня есть еще и подписной лист. Я вам сейчас покажу.
УЧИТЕЛЬ (смущенно): Удря!
УДРЯ: Нет уж позволь, брат. Я ведь только показать. (Достает из внутреннего кармана пиджака листок, разворачивает его и начинает читать.) "Подписной лист на приобретение одного английского рожка по случаю первого исполнения симфонии ми-бемоль мажор маэстро Раду Удри."
НЕЗНАКОМКА: И много подписей?
УДРЯ: Пока только одна. (Кивает на УЧИТЕЛЯ.) Его.
НЕЗНАКОМКА: Ваша?
УЧИТЕЛЬ (стесняясь): Да.
НЕЗНАКОМКА (взяв из рук УДРИ подписной лист и разглядывая его): Господин Удря, я бы тоже подписала... но...
УДРЯ (быстро забирая лист назад): Бог с вами, барышня! Разве можно? Как вы подумали! Я вам просто так показывал.
УЧИТЕЛЬ (смущенный, обращаясь к УДРЕ): Вот видишь? Видишь?
УДРЯ: И куда я только не обращался! Кого только не просил! И примэрию, и гимназию, и купеческий совет. Надо мной уже весь город смеется. Люди считают меня сумасшедшим.
НЕЗНАКОМКА: И вас тоже?
УЧИТЕЛЬ: Да. И его.
УДРЯ: Что значит - и меня?
УЧИТЕЛЬ: Я потом тебе объясню. Идем. Завтра с утра занятия. Хочешь опоздать? И иметь дело с мадемуазель Куку?
УДРЯ: Нет! Только не это!
УЧИТЕЛЬ: Так в чем же дело? Идем. Уже поздно.
УДРЯ (обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ, несколько извиняясь): Он прав. Очень
поздно. Спокойной ночи, сударыня.
НЕЗНАКОМКА: Вы меня оставляете?
УДРЯ: Э! Приходится.
НЕЗНАКОМКА: Ну, хорошо.
УЧИТЕЛЬ (взяв со стола книгу): Спокойной ночи, сударыня.
НЕЗНАКОМКА: Спокойной ночи... Книгу вы берете с собой?
УЧИТЕЛЬ: Да. Хочу полистать немного перед сном. Доброй ночи.
УДРЯ выходит, УЧИТЕЛЬ собирается следовать за ним.
НЕЗНАКОМКА (легонько вскрикивает): А!
УЧИТЕЛЬ (обернувшись с порога): Что случилось?
НЕЗНАКОМКА: Мышонок.
УДРЯ (тоже возвращаясь): Какой мышонок?
НЕЗНАКОМКА: Я слышала. Он скребется.
УЧИТЕЛЬ (некоторое время смотрит на нее молча, потом поворачивается к УДРЕ): Удря, иди пока сам. Я тебя догоню. Только не запирай калитку, ладно?
УДРЯ: Хорошо, хорошо... (Больше себе самому.) Ничего не понимаю... Спокойной ночи. (Уходит.)
СЦЕНА 5
НЕЗНАКОМКА, УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ (подходя к ней): Вы ведь ничего не слышали - никакого мышонка, правда?
НЕЗНАКОМКА согласно кивает.
УЧИТЕЛЬ: Но тогда - что с вами? Вам что-нибудь нужно?
НЕЗНАКОМКА: Не уходите... Я не хочу, чтобы вы ушли, так и не показав мне... вашу звезду.
УЧИТЕЛЬ: Но я ведь уже хотел показать ее вам, а вы испугались.
НЕЗНАКОМКА: Я испугалась вас... Вы говорили с такой... с такой страстью.
УЧИТЕЛЬ: Прошу вас - извините меня. Со мной это случается довольно редко, но все же иногда случается.
НЕЗНАКОМКА: И потом... я никогда раньше не слышала о Большой Медведице. Я даже не знала, что она существует.
УЧИТЕЛЬ: Не знали? Как не знали? И вы никогда ее не видели? Никогда?
НЕЗНАКОМКА: Н-не помню...
УЧИТЕЛЬ: Вы что, никогда не смотрите на небо?
НЕЗНАКОМКА: Да нет, почему же... Иногда. Чтобы посмотреть, нет ли туч, не пойдет ли дождь...
УЧИТЕЛЬ (почти с отчаянием): Не пойдет ли дождь!..
НЕЗНАКОМКА (поясняет извиняющимся тоном): Ну, чтобы знать, как одеться... Какие обуть туфли.
УЧИТЕЛЬ: Какие обуть туфли! А на звезды... на звезды вы смотрели... их вы замечали?
НЕЗНАКОМКА: У меня не было времени.
УЧИТЕЛЬ: Не было времени? Чем же вы занимаетесь?
НЕЗНАКОМКА: Я страшно занята.
УЧИТЕЛЬ: Заняты чем?
НЕЗНАКОМКА: И не спрашивайте. У меня просто голова кругом. Целый день ни минуты свободной.
УЧИТЕЛЬ: А вечером?
НЕЗНАКОМКА: А! Вечером я занята еще больше.
УЧИТЕЛЬ: Но это ужасно! Господи, что же за жизнь вы ведете... если не нашли времени даже на то, чтобы взглянуть на Большую Медведицу? Она тысячи лет, сотни тысяч лет здесь, на небе, а вы до сих пор ни разу ее не видели?
НЕЗНАКОМКА (с почти детским удивлением): Сотни тысяч лет! Покажите мне ее.
УЧИТЕЛЬ (вновь подходит к окну): Идите сюда. Ко мне. Вы должны ее увидеть. Большую Медведицу... Ковш Большой Медведицы.
НЕЗНАКОМКА: Ковш Большой Медведицы?
Комната залита голубоватым ночным светом. Звезды на небе теперь сияют еще ярче. И особенно выделяется среди бесчисленных огоньков Большая Медведица, видная в оконный проем.
УЧИТЕЛЬ: Она похожа на спящую медведицу, которая положила голову на передние лапы. Или на телегу, опрокинувшуюся посреди неба... колесами вверх.
НЕЗНАКОМКА: Колесами вверх! Мне кажется, я вижу. Да! правда, вижу. Вы сказали, что там семь звезд - четыре и три. Действительно, четыре... Я их вижу... и три... (С восторгом.) Какая красота! (После долгой паузы.) И какие огромные! Огромные белые.
УЧИТЕЛЬ: Они не белые.
НЕЗНАКОМКА: Да?
УЧИТЕЛЬ: Первая - желтая. Вторая тоже. Третья и пятая - рубиново-красные. А четвертая - голубая.
НЕЗНАКОМКА: А откуда вы знаете?
УЧИТЕЛЬ: Я их изучаю.
НЕЗНАКОМКА: И вы их все знаете?
УЧИТЕЛЬ: Никто не может знать их все.
НЕЗНАКОМКА (живо показывая на небо): А вон ту звезду вы знаете?
УЧИТЕЛЬ: Какую? Где?
НЕЗНАКОМКА: Вон ту, маленькую. Прямо над Большой Медведицей. Недалеко
от шестой звезды.
УЧИТЕЛЬ: Слева?
НЕЗНАКОМКА: Да, слева.
УЧИТЕЛЬ: Поздравляю, у вас отличное зрение. Это Алькор.
НЕЗНАКОМКА: Алькор?
УЧИТЕЛЬ: Где-то там и моя звезда... Звезда, которую я открыл.
НЕЗНАКОМКА: А как она называется?
УЧИТЕЛЬ: Не знаю. Я еще не дал ей имя.
НЕЗНАКОМКА: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Потому что пока не нашел подходящего. Оно должно хорошо звучать вместе с Алькором. "Вега" было бы красиво. Алькор и Вега. Нужно какое-нибудь имя из двух слогов...
НЕЗНАКОМКА: А вы уверены, что ваша звезда там?
УЧИТЕЛЬ: Должна быть там.
НЕЗНАКОМКА: Тогда почему же ее не видно?
УЧИТЕЛЬ: Потому что она слишком далеко.
НЕЗНАКОМКА: Тогда почему бы вам не посмотреть в телескоп? Или в подзорную трубу?
УЧИТЕЛЬ: Тут не поможет ни один телескоп. Но я вижу дальше. Намного дальше.
НЕЗНАКОМКА (удивленно): Видите?
УЧИТЕЛЬ: Когда закрываю глаза. Я знаю, где она находится. Знаю ее орбиту. Слежу за ее путем.
НЕЗНАКОМКА: Каким путем?
УЧИТЕЛЬ: Который она совершает тысячи километров в полной темноте, невидимая, неизвестная, неизведанная...
НЕЗНАКОМКА: И вы никогда ее не увидите? Никогда?
УЧИТЕЛЬ: Никогда.
НЕЗНАКОМКА: Жалко.
УЧИТЕЛЬ: Для этого ей нужно было бы немного отклониться со своего пути.
НЕЗНАКОМКА: И тогда?
УЧИТЕЛЬ: Тогда бы она светилась там... (Указывает рукой.) Справа.
НЕЗНАКОМКА: Прямо над Большой Медведицей?
УЧИТЕЛЬ: Прямо над Большой Медведицей... Около Алькора...
НЕЗНАКОМКА: И это невозможно?
УЧИТЕЛЬ: Нет!
НЕЗНАКОМКА: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Потому что звезды никогда не отклоняются со своего пути.
Молчание. Издалека доносится свисток локомотива.
НЕЗНАКОМКА (слегка вздрогнув): Что это?
УЧИТЕЛЬ: Не знаю... Какой-то поезд. Ночной поезд.
НЕЗНАКОМКА: Может быть, это мой поезд... Подумать только, а ведь я могла умереть этой ночью, умереть, так и не увидев Большую Медведицу.
УЧИТЕЛЬ: Это было бы ужасно!
НЕЗНАКОМКА: А сколько людей живут, не видя ее.
УЧИТЕЛЬ: Им только кажется, что они живут.
Новый свисток, но уже где-то совсем далеко.
НЕЗНАКОМКА: Слышите? Уходит... Ушел... Если бы я осталась там, на рельсах...
УЧИТЕЛЬ: И вы были в состоянии... Были в состоянии... (Не решается выговорить нужное слово.)
НЕЗНАКОМКА: Убить себя? Наверное, да.
УЧИТЕЛЬ: Но почему?
НЕЗНАКОМКА: Не знаю.
УЧИТЕЛЬ: Вы несчастны в жизни? Очень несчастны?
НЕЗНАКОМКА: Несчастна?.. Не думаю... Вернее, никогда не думала об этом.
УЧИТЕЛЬ: Что же тогда?
НЕЗНАКОМКА: Мне скучно. Все время одни и те же люди, одни и те же жесты, одни и те же слова... Иногда мне хочется кричать от скуки и от отчаяния. Потом это проходит. А иногда меня охватывает сумасшедшее желание хлопнуть дверью и уйти, убежать. Но это тоже проходит.
УЧИТЕЛЬ: И все-таки этим вечером вы убежали.
НЕЗНАКОМКА: Я убегала уже несколько раз... Но всегда возвращалась.
УЧИТЕЛЬ: Вернетесь и на этот раз.
НЕЗНАКОМКА: Да... наверно... Но все же на этот раз я открыла для себя кое-что новое. (Поворачивается к окну.) Большую Медведицу.
УЧИТЕЛЬ: Вы правы. Большая Медведица всегда новая.
НЕЗНАКОМКА: Даже для вас, хоть вы и так хорошо ее знаете?
УЧИТЕЛЬ: Даже для меня... Бывают вечера, когда она холодная, далекая, равнодушная... И тогда словно чувствуешь, как унизительна и безнадежна наша жизнь на этой крошечной, жалкой планете, мимо которой большие звезды пролетают, даже не замечая ее.
НЕЗНАКОМКА: Даже не замечая?
УЧИТЕЛЬ: Бывают вечера, когда все небо кажется мне пустыней, усеянной ледяными, мертвыми звездами, и в этой абсурдной вселенной только мы одни мечемся в страшном своем одиночестве по этой провинциальной планете, словно по захолустному городишке, где вечно нет воды, света, и где не останавливаются скорые поезда... Но бывают вечера, когда небо дышит жизнью... Когда - если хорошенько прислушаться - слышно, как шумят и вздыхают на самой дальней планете океаны и леса - фантастические океаны и фантастические леса - вечера, когда все небо полно знаков и голосов, словно неведомые существа, никогда не видевшие друг друга, предчувствуя, посылают сигналы - с одной планеты на другую, от одной звезды к другой - ищут, зовут...
НЕЗНАКОМКА (тихо, с ужасом): И никогда не найдут?
УЧИТЕЛЬ: Никогда.
НЕЗНАКОМКА: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Потому что никто не может перелететь с одной звезды на другую. Потому что ни одна звезда никогда не отклоняется со своего пути.
НЕЗНАКОМКА: Какая жалость! Как все это грустно.
УЧИТЕЛЬ: Немного грустно. Но зато красиво. По крайней мере, знаешь, что ты не один под этими бесконечными небесами, что где-то, в другом мире, в другом созвездии... на Большой Медведице, или на Полярной звезде, или на Веге...
НЕЗНАКОМКА: Или на вашей безымянной звезде.
УЧИТЕЛЬ: Да... Или на моей безымянной звезде... Это смешное приключение, которое зовется нашей жизнью, повторяется вновь - под таким же небом, но с другой судьбой. Может быть, там все, что здесь тяжело и тесно, там легче, все, что здесь темно и неясно, там прозрачно и залито светом. Все, что мы здесь не можем довести и до половины - все наши искренние порывы и несбывшиеся мечты - все то, что мы хотели бы осмелиться сделать, но не осмелились, хотели бы любить, но не полюбили, все-все там осуществимо, просто и легко.
НЕЗНАКОМКА: Вы думаете... думаете, что там тоже есть люди?.. Такие же, как мы?
УЧИТЕЛЬ: Люди - не знаю. Как мы - не думаю. Но, может быть, существа более легкие... более светлые... более воздушные... (Другим тоном, глядя на НЕЗНАКОМКУ.) Когда я увидел вас сегодня, войдя туда - в этот грязный вокзал - когда я увидел вас, светлую, сияющую, хрупкую... я на мгновение поверил, что вы пришли из другого мира.
НЕЗНАКОМКА: Может быть, я, действительно, пришла из другого мира.
УЧИТЕЛЬ: Нет... нет...
НЕЗНАКОМКА: Откуда вы знаете?
УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется... не останавливается на своем пути.
НЕЗНАКОМКА: А я звезда, которая остановилась.
Подходит к УЧИТЕЛЮ совсем близко. Обнимает его. Долгий-долгий поцелуй. Наконец, они разжимают объятия и в молчании смотрят друг на друга.
УЧИТЕЛЬ: Как вас зовут?
НЕЗНАКОМКА: Мона.
УЧИТЕЛЬ: Мона! Какое красивое имя! Словно название звезды....(Осененный внезапной догадкой.) Но ведь это и есть название звезды - Алькор и... Мона.
ЗАНАВЕС
ТРЕТИЙ АКТ
Утро следующего дня, декорации те же. Нельзя сказать, будто что-нибудь изменилось, однако при свете кажется, что это совсем другой дом. Обстановка по-прежнему скромная, но теперь сквозь распахнутое окно виден садик перед домом - обычный провинциальный садик, который вчера вечером был не различим, а сейчас словно заливает светом всю комнату.
СЦЕНА 1
Учитель, Мона
Сцена пуста. Левая, ведущая в ванную, дверь открыта. Снаружи, со двора, слышен голос поющей Моны. Не нужно стараться петь хорошо и тем более не нужно петь какой-нибудь романс целиком. Одной-двух строчек из любой песенки, иногда прерываемой детским смехом, будет достаточно (можно даже напевать их, слегка фальшивя). Слева быстро входит перепуганный Учитель. Он без пиджака, рукава рубашки закатаны до локтей. В руках у него полотенце, которым он только что вытирал лицо.
УЧИТЕЛЬ (подбегая к окну): Мона! Мона!
МОНА (снаружи): Да-а-а!
УЧИТЕЛЬ: Ради всего святого, не пой!
МОНА: Почему? Тебе не нравится?
УЧИТЕЛЬ: Да нет, но тебя увидят... Тебя услышат через дорогу, у Кирою.
МОНА: Знаю. Кирою из налогового управления. (Смеется.)
УЧИТЕЛЬ: Мона!
МОНА: И Атанасиу. Дом с забором. И Ласку - три окна на улицу. (Смеется заливисто, по-детски.)
УЧИТЕЛЬ: Мона, не смейся. Не смейся, тебя услышат...
МОНА: Ну и пусть.
УЧИТЕЛЬ: Мона, будь умницей. Ну пойми... Иди в дом.
МОНА: Сейчас... Сейчас... (Опять напевает.)
УЧИТЕЛЬ (в отчаянии отходит от окна. Продолжая механически вытирать лицо полотенцем, бормочет себе под нос): Я пропал. Что тут говорить. Пропал. Меня выгонят. Лишат права преподавать. (И, словно ужаленный этой мыслью, он опять перешивается через подоконник и кричит.) Мона!
МОНА (входит справа. Она все в том же белом вечернем платье. В руках целая охапка полевых цветов из садика): Не кричи - тебя услышат.
УЧИТЕЛЬ (вздрогнув, оборачивается): Где ты была?
МОНА: Во дворе, собирала цветы.
УЧИТЕЛЬ: Господи, ну о чем ты думаешь? В таком платье - с самого утра! Чтобы тебя увидели все соседи?..
МОНА (с подъемом): Вся улица, весь город... Весь уезд.
УЧИТЕЛЬ (с укоризной): Мона!
МОНА: Я счастлива, милый. Слышишь? Счастлива! Счастлива! Это солнце, этот свет... И эти цветы, смотри... самые красивые цветы в мире! Каждый как будто приподнял чашечку и говорит: "Доброе утро!"
УЧИТЕЛЬ: Доброе утро, Мона!
МОНА: Доброе утро, Марин!
УЧИТЕЛЬ: Ты такая красивая!
МОНА: Не я - цветы! Жизнь! Дом!
УЧИТЕЛЬ (пожимая плечами): Дом! (Словно желая сказать: "Давай лучше не будем об этом.")
МОНА: Он чудесный!
УЧИТЕЛЬ: Вчера вечером ты говорила, что он ужасный.
МОНА: Вчера вечером. Но со вчерашнего вечера прошла ночь. И какая ночь!
УЧИТЕЛЬ (тихо): Я никогда ее не забуду, Мона!
МОНА: С тех пор все изменилось. Дом. И я. И ты... Какой ты милый, Марин.
УЧИТЕЛЬ: Мона, прошу тебя...
МОНА: Нет, правда, милый. Ну-ка иди сюда. Ближе... Какого цвета у тебя глаза?
УЧИТЕЛЬ (быстро закрывая глаза): Никакого.
МОНА: Открой.
УЧИТЕЛЬ: Нет.
МОНА: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Боюсь.
МОНА: Боишься?
УЧИТЕЛЬ: Да. Что тебя здесь нет. Что все это неправда.
МОНА: Нету здесь? Меня? (Смеется. Смех молодой, звонкий.) Но хорошо, дорогой мой, а как же ты тогда меня слышишь? Да в моей жизни еще не было ничего такого же настоящего, как это утро. Ну, не будь глупым. Открой глаза и быстренько дай мне какую-нибудь вазу для цветов.
УЧИТЕЛЬ: Вазу? (Обводит глазами комнату.) Куда же я ее подевал? (Вспоминает.) А! Да!
Идет к окну, перевешивается через подоконник во двор и распрямляется с вазой в руках.
Низкий женский голос (с улицы): Доброе утро, господин Мирою.
УЧИТЕЛЬ: Целую ручки. Целую ручки.
МОНА: Кто это?
УЧИТЕЛЬ (испуганно): Тссс! (Обращаясь к женщине за окном.) Куда это вы в такую рань?
ГОЛОС: на рынок. Мадам Малтопол сказала, что сегодня отличные баклажаны.
МОНА: Баклажаны? И я хочу!
УЧИТЕЛЬ: Тссс!
МОНА: Но я хочу есть!
УЧИТЕЛЬ (тихо, почти с отчаянием): Мона! Мона! (Обращаясь к женщине на улице.) Целую ручки. Целую ручки. Привет семье. (Отходит от окна.) Она тебя видела. (Огорченно ставит вазу на стол.)
МОНА: Кто это был?
УЧИТЕЛЬ: Мадам Григореску.
МОНА: А! Матушка мадам Кирою.
УЧИТЕЛЬ: Так и знай - она тебя видела!
МОНА: Тем лучше. Лишнее доказательство того, что я действительно здесь. (Нежно.) Что это правда.
УЧИТЕЛЬ: Но, Мона, ты просто не можешь целый день оставаться в этом платье в таком городе, как наш.
МОНА: Верно. Мне лучше переодеться... Знаешь, что? Я снова, как сегодня ночью, надену твою пижаму. Она мне к лицу!
УЧИТЕЛЬ: Оставь эти шутки, Мона.
МОНА: Не к лицу? Ты хочешь сказать, что она мне не идет?
УЧИТЕЛЬ: Она немного порвана...
МОНА: Ничего, я зашью.
УЧИТЕЛЬ: Но не будешь же ты разгуливать по улице в пижаме?
МОНА: И здесь ты прав. Мне нужно платье. А что, если одолжить у соседей? У мадам Малтопол? У мадам Ласку? Какая она - мадам Ласку? Толстая?
УЧИТЕЛЬ: Мона, не шути. Сейчас не время для шуток. Нужно найти выход из этого положения. Так, я побежал в гимназию, потому что уже поздно... (Смотрит на часы.) Ау! Без десяти восемь! Первого урока у меня нет, но нужно получить кое-какие деньги - сегодня как раз первое... (Ищет пиджак, галстук.)
МОНА: Первое?
УЧИТЕЛЬ: И нам платят жалованье. А оттуда я забегу к Паску.
Находит пиджак и начинает неуклюже, путаясь, одеваться.
МОНА: К какому Паску?
УЧИТЕЛЬ: Ну, Паску - универсальный магазин. Нужно присмотреть там что-нибудь... Платье, плащ... Ну, что-нибудь. Чтобы ты могла выйти из дома.
МОНА: А зачем мне выходить? Не хочу выходить. Я останусь здесь.
УЧИТЕЛЬ: И надолго?
МОНА: На всю жизнь.
УЧИТЕЛЬ: И всю жизнь будешь в этом платье?
МОНА: Да. Только принеси мне какой-нибудь бутерброд - есть очень хочется. А больше ничего не нужно.
УЧИТЕЛЬ: Хорошо. Принесу. А теперь я побежал.
Заканчивает возню с пиджаком и галстуком, быстро снимает с гвоздя шляпу и собирается выйти.
МОНА: Стой.
УЧИТЕЛЬ (останавливаясь на пороге): Что?
МОНА: Иди сюда. Мне не нравится, как ты повязал галстук. Ты ничего в этом не смыслишь.
УЧИТЕЛЬ (отчаянно): Мона!
МОНА: Предоставь это мне. (Нежно и старательно перевязывает ему галстук.) Будь умницей... Вот так. (Секунду смотрит на него.) Марин!
УЧИТЕЛЬ: Да.
МОНА: Знаешь, ты милый. Ты очень милый.
УЧИТЕЛЬ (безнадежно сморит на часы): Мона, без пяти восемь.
МОНА: И все равно очень милый, хоть и без пяти восемь. (Легко гладит его по лицу, потом крепко целует.)
УЧИТЕЛЬ (едва справляясь с головокружением, после того, как разжались объятия): Нет. Это не может быть правдой... (Выходит, но плохо прикрывает за собой дверь и возвращается.) И будь осторожна, Мона. Не выходи во двор, не выглядывай из окна...
МОНА (в тон ему): Не смейся. Не пой.
УЧИТЕЛЬ: Да, не пой. Особенно - не пой. (Выходит.)
МОНА (оставшись одна, еще мгновение задумчиво смотрит на дверь, из которой он вышел. Лицо ее освещает нежная, живая улыбка): Глупый. (Оборачивается, и, прислонившись к двери спиной, мечтательно тянет.) Но такой милый... (Вновь разглядывает со своего места всю комнату - окно, книги, портреты Кеплера и Коперника на стенах. Потом подходит к портретам и ласково, словно собираясь дружески потрепать по подбородку, касается их рукой.) И вы, и вы тоже милые.
Берет вазу, идет в ванную и набирает воду. Возвращается. Ищет цветы, которые недавно положила куда-то - то ли на стул, то ли на диван, потом находит и, напевая, начинает очень осторожно ставить их в воду. Слышен слабый стук в дверь справа - стук, который через секунду повторяется. МОНА, стоящая спиной и все время мурлыкающая что-то себе под нос, полностью поглощена вазой с цветами и ничего не слышит. Дверь тихонько отворяется и робко входит смущенная УЧЕНИЦА со школьным ранцем в руке. На рукав ее форменного платья нашит номер.
СЦЕНА 2
МОНА, УЧЕНИЦА
УЧЕНИЦА: Простите.... А господин Мирою дома? (МОНА быстро оборачивается. УЧЕНИЦА, увидев ее лицо, вздрагивает. Теперь она смущена ее больше.) Простите меня, пожалуйста, но я думала... думала... (Пытается выйти.)
МОНА: И что же вы умали, барышня?
УЧЕНИЦА: Я думала, здесь живет господин Мирою...
МОНА: Он здесь и живет.
УЧЕНИЦА (быстро): Не может быть.
МОНА: Почему?
УЧЕНИЦА: Потому что... (Более уверенно.) Потому что я вас не знаю.
МОНА: А я вас. И все-таки он здесь живет. И только что вышел из дома. Удивляюсь, как вы могли разминуться.
УЧЕНИЦА: Это потому, что я шла по Воссоединения, а он свернул на Куза-Водэ... Но раз вы говорите, что его нет дома, то я... пойду.
МОНА: А у вас к нему дело?
УЧЕНИЦА: Да. То есть... я хотела его попросить... (Неожиданно из глаз ее брызгают слезы.) Меня выгоняют из школы.
МОНА: Кто? Он?
УЧЕНИЦА (с легким презрением, словно говоря: "Давайте не будем шутить!"): А! Нет. (Еще озабоченнее.) Мадемуазель Куку. (Быстро.) Она меня даже на порог не пустила. Говорит, сначала должен быть педсовет, ну тогда я и побежала сюда, чтобы попросить господина Мирою... (Прерывается.) Но раз его нету дома...
МОНА: Нету.
УЧЕНИЦА: Тогда... тогда я пошла. (Берется за ручку и открывает дверь.)
МОНА (после секундного молчания): Барышня!
УЧЕНИЦА (останавливаясь): Да?
МОНА: А вы хорошо знаете господина Мирою?
УЧЕНИЦА: Ну, хорошо.
МОНА: Он ваш учитель?
УЧЕНИЦА: Да.
МОНА: Как вам повезло!
УЧЕНИЦА: Это почему?
МОНА: Иметь такого учителя, как он! Он так красиво говорит!
УЧЕНИЦА (без особого энтузиазма): Да, говорит...
МОНА: А у вас сегодня есть его урок?
УЧЕНИЦА: Есть. Четвертый. Космография.
МОНА: И что же вам задано?
УЧЕНИЦА: Ой, подождите... я сейчас посмотрю. А то я забыла. (Открывает ранец и ищет там учебник. МОНА подходит и с живейшим интересом наблюдает. УЧЕНИЦА достает книгу и начинает быстро ее перелистывать, послюнив предварительно палец.)Вот... законы Кеплера... ну, о том, что...
МОНА: Кеплера! (Бросает быстрый взгляд на портрет.) Вы позволите мне взглянуть?
МОНА (несколько секунд внимательно смотрит в книгу, потом читает вслух): "Орбиты всех планет являются эллипсами, в одном из фокусов которых находится Солнце. При этом движение каждой планеты происходит так, что радиус-вектор, провед╦нный из центра Солнца к планете, за равные промежутки времени покрывает равные площади..." (Прерывает чтение.) Как красиво! УЧЕНИЦА: Ну да...
МОНА (Читая дальше): "Квадраты периодов обращения различных планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей эллипсов орбит". Это просто прелесть! Ну, разве это не чудо?
УЧЕНИЦА (скептически): Да...
МОНА: Как вам и вашим подругам повезло - вы каждый день можете слушать и говорить о...
УЧЕНИЦА: Всего три раза в неделю.
МОНА: ...о таких прекрасных вещах. Таких неописуемо прекрасных! (Смотрит на УЧЕНИЦУ.) Как вам идет этот фартук!
УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам.
МОНА: Нет! Уверяю вас - нет. Он вам необыкновенно к лицу. Только в таком фартуке можно чувствовать себя по-настоящему счастливой.
УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам. У вас такое платье, что... такое, что... (Не может подобрать подходящее слово.)
МОНА (с неясной горечью): Такое, что...
УЧЕНИЦА (зачарованно):Я никогда в жизни не видела здесь, у нас, такого платья. И даже в Бухаресте... Мы ездили туда два года назад - на Пасху - с мамой и тетей... Можно я его рассмотрю получше, чтобы рассказать потом... девочкам в школе... (Все так же зачарованно разглядывает чудесное платье.) Но... да... Простите, а можно спросить вас, откуда вы приехали? (С улицы слышен шум автомобиля. УЧЕНИЦА удивленно вздрагивает.) Что это? (Шум приближается.) Автомобиль? На этой улице?
МОНА (не придавая никакого значения): Ну и что?
УЧЕНИЦА: Остановился здесь. У ворот. (Спешит к окну и выглядывает на улицу. Потом несколько разочарованно говорит.) А! Это господин Испас... (Поясняюще.) Господин Испас, с вокзала. (С новым интересом.) Нет, постойте! С ним еще кто-то... Какой-то господин.
МОНА (вздрагивая) Господин?
УЧЕНИЦА: Оу! Какой элегантный!
МОНА (обеспокоено): Элегантный? (Тоже подходит к окну, бросает взгляд на улицу и, негромко вскрикнув, отшатывается.) Это он!
УЧЕНИЦА: Кто - он?
МОНА, секунду поколебавшись, смотрит на входную дверь, на окно и, наконец, быстро прячется слева, в ванной комнате, плотно прикрыв за собой дверь.
УЧЕНИЦА (заинтригованная еще больше): Да кто - он?