МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (входя справа и чуть не спотыкаясь о забытую около двери лейку.) А что здесь делает полная лейка?
УЧИТЕЛЬ (идя за ней следом, в замешательстве): Э-э... я хотел... хотел... вымыться...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (сурово): Вы моетесь по ночам?
УЧИТЕЛЬ: Да... В конце концов... иногда...
УДРЯ (сорок пять-пятьдесят лет, типичный представитель провинциальной "богемы", но без карикатурной преувеличенности, входя): Жаль, что ты не был в кинематографе. Это было... просто прекрасно. Прекрасно. (Собираясь рассказать.) Представь себе... Он...
УЧИТЕЛЬ: Прошу тебя, расскажешь мне завтра... Сейчас...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (доходит до середины комнаты, останавливается и нюхает воздух): А чем это у вас тут пахнет? (Старательно раздувая ноздри, принюхивается.) Как будто... духи.
УЧИТЕЛЬ: Ничего не чувствую.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Как это не чувствуете? Запах такой, что голова кругом!
УЧИТЕЛЬ: Может, цветы... Сад... Окно открыто...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (перевешивается через подоконник и несколько раз втягивает носом воздух): Нет... В саду ничем не пахнет. Это здесь. (Заинтриговано делает несколько шагов по комнате.)
УЧИТЕЛЬ: Мадемуазель Куку... не сердитесь на меня... Сейчас так поздно... Я бы хотел знать... чем обязан... поймите, в такой час...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Не будем спешить. Давайте по порядку. (Садится на стул.) Вам слово, господин Удря.
УДРЯ тоже садится. УЧИТЕЛЬ остается стоять между ними, в совершенном отчаянии бросая взгляды то на одну, то на другого, а иногда - с явным беспокойством - на дверь слева.
УДРЯ (довольно смущенно): Видишь ли... Я был в кино.
УЧИТЕЛЬ (нервно): Удря, я прошу тебя... короче. Быстрее.
УДРЯ: Э! И там встретил мадемуазель Куку.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (вспыхнув): Да! Меня! Потому что я одна, бедняжка, должна заменять полицию и на вокзале, и в городском саду, и в кинематографе! Я поймала в зале семь учениц! (Перечисляя по пальцам.) Илиеску из пятого, Улму из шестого, Татович из четвертого "Б"...
УЧИТЕЛЬ (прерывая счет): Мадемуазель Куку... позвольте... я полагаю...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Конечно. Вас никогда не интересует порядок и дисциплина.
УЧИТЕЛЬ: Да нет... Но не в такой час.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Очень жаль. Школа никогда не спит, господин учитель.
УЧИТЕЛЬ: Даже ночью?
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Никогда! Школа всегда начеку. Школа знает все. Видит все!
УЧИТЕЛЬ (беспокойно): Что вы хотите сказать?
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Сейчас узнаете. (УДРЕ, повелительно.) Выкладывайте, сударь.
УДРЯ: Э-э-э, как я уже сказал, в кинематографе я встретил мадемуазель Куку.
УЧИТЕЛЬ: Ради Бога, Удря, побыстрее.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Ну почему же быстрее? Вы должны понять, господин учитель, что если уж я, - я! - пятнаю свое имя, свою репутацию... и вхожу ночью в дом неженатого мужчины...
УДРЯ (между прочим): И только поэтому прихватила с собой меня. Чтобы люди не говорили. Чтобы, не дай Бог, не скомпрометировать себя!
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (продолжая): ... Должно было произойти событие чрезвычайной важности.
УЧИТЕЛЬ: Чрезвычайной важности? Ничего не понимаю.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Делаете вид, что не понимаете! (Обращаясь к УДРЕ.) Говорите, сударь.
УЧИТЕЛЬ: Говори, Удря.
УДРЯ: Скажу, если меня не будут перебивать. (Восстанавливая нить.) И, как я уже говорил... в кинематографе...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (коротко отрезает): Предоставьте это мне. (Иезуитски обращаясь к УЧИТЕЛЮ.) Господин Мирою! Только не пытайтесь отрицать - это бесполезно. (После секундной паузы отчеканивает.) Это, действительно, правда?
УЧИТЕЛЬ (с растущим беспокойством): Что - правда?
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Правда то, что сказал Испас, начальник вокзала?
УЧИТЕЛЬ: А что он сказал?
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Это правда, что вы... (подчеркивая) вы... заплатили двадцать две тысячи лей за книгу, которую Паску привез вам из Бухареста?
УЧИТЕЛЬ (который был совершено измучен всей этой таинственностью и все время втихомолку поглядывал на левую дверь, облегченно сияет): Да!
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (победоносно обращаясь к УДРЕ): Э! Теперь видите?
УДРЯ: Но я ничего не знал. Он мне ничего не сказал.
УЧИТЕЛЬ: Ничего не сказал, но разве не одолжил у тебя три тысячи лей?
УДРЯ: Ну да. (Объясняя МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ.) Из кассы взаимопомощи.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (в ужасе): Из кассы взаимопомощи!
УЧИТЕЛЬ: Завтра жалованье. Я сразу верну.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Ну и что, что вернете? Думаете, этого будет достаточно? Думаете, это все?
УЧИТЕЛЬ: Не вижу, чему здесь быть еще.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Не видите? (С чувством.) Господин Мирою, когда кто-нибудь - учитель! - отдает двадцать две тысячи лей за одну книгу, значит, дело нечисто.
УЧИТЕЛЬ: Почему? Со своими деньгами я делаю все, что хочу...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: С вашими деньгами? Какими? Какими деньгами? Слава Богу, мне про вас все известно. Да вы с прошлого месяца задолжали в харчевне восемьсот лей!
УЧИТЕЛЬ: Откуда вы знаете?
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Когда я заходила к мадам Луизе, она все мне рассказала. И в парикмахерской вы последний раз были два месяца назад!
УЧИТЕЛЬ (машинально приглаживая волосы): Только на прошлой неделе...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: И одежду вы меняете только в кра-а-айних случаях. Шесть лет в одном и том же костюме ходите.
УЧИТЕЛЬ (оглядывая свой костюм): Но он вполне еще приличный.. чистый...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: И знаете, что я еще слышала? (Ядовито.) Что вы сами чините себе носки!
УЧИТЕЛЬ (с болью, отчаянно): Это низко!
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: И рубашки!
УЧИТЕЛЬ (чаще поглядывая на левую дверь): Не верьте этому! Удря, скажи!
УДРЯ: Это неправда, мадемуазель Куку. Брюки он, может, иногда и гладит... Но рубашки... тем более - носки...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (не обращая внимания на протесты): Оставьте, я знаю, что говорю. И разве это не безумие - платить при этом двадцать две тысячи лей за какую-то книжонку?
УЧИТЕЛЬ: Может, это и так, но это мое безумие, и я никому не желаю в нем отчитываться.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Ошибаетесь, господин учитель. Школа обязана знать, быть в курсе. Школа. И город. И я.
УЧИТЕЛЬ: Ну, хорошо, знайте. Но неужели для этого необходимо врываться сюда прямо среди ночи...
УДРЯ: И я то же самое говорил. Постойте, мадемуазель Куку. Потерпите до завтрашнего утра.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (УДРЕ): И вы думаете, я смогла бы спокойно спать до завтрашнего утра? (МИРОЮ.) Нет, господин учитель. Эта тайна должна быть раскрыта немедленно! И прямо здесь. (Другим тоном.) Где книга?
УЧИТЕЛЬ: Какая книга?
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Та книга! Та, которую вам привез Паску. Где она?
УЧИТЕЛЬ: Здесь. (Неопределенный, ни на что не указывающий жест.)
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Покажите.
УЧИТЕЛЬ: Зачем?
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Как это зачем? Чтобы я на нее посмотрела.
УЧИТЕЛЬ: Нельзя.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Нельзя?! Вы хотите сказать, что... отказываетесь показать ее МНЕ?
УЧИТЕЛЬ (больше робко, чем вызывающе): Да. Отказываюсь.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Вы слышали, господин Удря?
УДРЯ: Слышал.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Господин Мирою. Должно быть, вы просто не отдаете себе отчета в том, что происходит... Я вынесу этот случай на рассмотрение педагогического совета... но сначала, как коллега...
УДРЯ: Чисто по-товарищески...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ:... хотела бы поговорить с вами.
УЧИТЕЛЬ: Не вижу необходимости.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Я задам вам один единственный вопрос. Что это за книга? Какая она? Откуда взялась? Что в ней написано? Основные мысли? Зачем вы ее купили?
УЧИТЕЛЬ молча пожимает плечами.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Молчите? Ничего не скажете?
УЧИТЕЛЬ разводит руками, словно хочет сказать: "Ну что ты поделаешь!"
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Господин Удря! В этом доме творятся темные дела.
Разглагольствуя, подходит к левой двери. Испуганный УЧИТЕЛЬ преграждает ей путь.
УЧИТЕЛЬ: Мадемуазель Куку... Мадемуазель Куку...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Здесь что-то таится!
УЧИТЕЛЬ (прежним тоном): Таится? Как таится?
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Весь город уже давно во все глаза следит за вами, не понимая, что это вы делаете, чем занимаетесь, и день и ночь сидя взаперти у себя дома. И вот теперь все, наконец, всплывет наружу.
УЧИТЕЛЬ: Всплывет, мадемуазель, непременно всплывет... но только завтра утром... не сейчас. Уже ночь, поздно...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Другими словами, я должна убраться вон?
УЧИТЕЛЬ: Нет, мадемуазель Куку, нет... Но разве вы не хотите спать?
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Я никогда не хочу спать.
УЧИТЕЛЬ: Но сейчас слишком поздно...
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Никогда не бывает слишком поздно. Я задам вам еще один вопрос...
УЧИТЕЛЬ (перебивая): Не задавайте, я все равно не отвечу.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Хорошо. Как вам будет угодно. Только потом не пожалейте! Идемте, господин Удря. Пошли.
Грозно выходит через правую дверь. УДРЯ плетется было за ней.
УЧИТЕЛЬ (быстро и таинственно): Удря! Останься. Мне надо кое-что тебе сказать.
УДРЯ: Не могу. Я должен проводить змею до дома.
УЧИТЕЛЬ: Потом вернешься. Ты мне нужен.
УДРЯ: Хорошо. Вернусь.
ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (снаружи): Господин Удря!
УДРЯ: Иду! Иду! (Извиняющимся тоном.) Конечно, вернусь. Только не запирай ворота, чтобы я не стучал.
УЧИТЕЛЬ: Да, да.
ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Что вы там делаете? Идете?
УДРЯ: Я уже. (Быстро выходит.)
СЦЕНА 3
УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА
УЧИТЕЛЬ несколько мгновений остается один. Внимательно прислушивается, чтобы убедиться, что те двое действительно ушли. Он смущен и растерян. Дверь слева немного приоткрывается и осторожно входит НЕЗНАКОМКА. Оглядывает комнату, потом подходит к УЧИТЕЛЮ и пристально на него смотрит.
НЕЗНАКОМКА (остановившись напротив УЧИТЕЛЯ, берет его за подбородок и слегка поворачивает его голову - сначала в профиль, потом обратно): Вы в самом деле два месяца не стриглись?
УЧИТЕЛЬ: Вы слышали?
НЕЗНАКОМКА: Все. (После отчаянного жеста УЧИТЕЛЯ.) Не могла же я заткнуть уши. (Через секунду.) А это правда, что...
УЧИТЕЛЬ (прерывая): Неправда. Все неправда.
НЕЗНАКОМКА: Послушайте... Дайте мне эту книгу... Я хочу на нее посмотреть. (УЧИТЕЛЬ молчит.) Нельзя? Вы не хотите? (УЧИТЕЛЬ молчит.) Даже мне? Но вы ведь не знаете меня, я - вас. Я тут всего на одну ночь, на один час. Я никого не увижу, никому не расскажу... Дайте ее мне... Пожалуйста...
УЧИТЕЛЬ целое мгновение смотрит на нее молча. Потом неторопливо идет к полке с книгами, берет таинственный том, возвращается к НЕЗНАКОМКЕ, которая, оставаясь на месте, все время следила за ним взглядом, и простым жестом протягивает ей книгу.
НЕЗНАКОМКА (берет книгу, идет к столу, присаживается на стул и, пододвинув лампу, на несколько секунд склоняется над книгой, внимательная и поглощенная. Потом поднимает голову): Ничего не понимаю.
УЧИТЕЛЬ: Я же говорил вам. Это старая книга. По математике, по астрономии...
НЕЗНАКОМКА: Очень старая?
УЧИТЕЛЬ: Ей что-то около ста пятидесяти лет.
НЕЗНАКОМКА (изумленно): Тц! Тц! Ста пятидесяти?
УЧИТЕЛЬ: Немного больше. (Тоже подходит к столу, открывает обложку и показывает пальцем.) Упсала. Готтебург. Тысяча семьсот шестьдесят третий год.
НЕЗНАКОМКА: И потому она такая дорогая?
УЧИТЕЛЬ (пылко): Совсем не дорогая. Дешевая. Это счастье, что я, наконец, разыскал ее.
НЕЗНАКОМКА: Счастье?
УЧИТЕЛЬ: Я мечтал о ней целую вечность, искал, надеялся... Куда я только не писал! Кого только не запрашивал! Книготорговцев, букинистов... Я целую вечность копил деньги, откладывал, давал уроки, экономил...
НЕЗНАКОМКА (продолжая перечислять): Сами чинили себе носки.
УЧИТЕЛЬ: Да. Иногда. (С подъемом.) Но теперь она моя, моя. Она моя. Теперь я смогу, наконец, сверить, смогу узнать.
НЕЗНАКОМКА: Что узнать?
УЧИТЕЛЬ секунду нерешительно молчит.
НЕЗНАКОМКА: Вы не хотите мне сказать?
УЧИТЕЛЬ: Да нет. Вам я скажу. Но вы никому не расскажете?
НЕЗНАКОМКА: Никому.
УЧИТЕЛЬ: Никогда?
НЕЗНАКОМКА: Никогда?
УЧИТЕЛЬ: Вы мне обещаете?
НЕЗНАКОМКА: Клянусь.
УЧИТЕЛЬ (бросает взгляд на дверь, на окно, смотрит налево, потом направо и, наконец, наклонившись к НЕЗНАКОМКЕ, говорит почти со страхом): Я открыл звезду.
НЕЗНАКОМКА (мгновение смотрит ему прямо в глаза): Где?
УЧИТЕЛЬ (просто): На небе.
НЕЗНАКОМКА (по-детски): Не верю.
УЧИТЕЛЬ: Не верите? (Хватает со стола чистый лист бумаги.) Вот она, смотрите. (Острием карандаша ставит на листке точку.) Здесь.
НЕЗНАКОМКА: Вы же сказали, что она на небе.
УЧИТЕЛЬ: Так это и есть небо.
НЕЗНАКОМКА: А я думала, что...
УЧИТЕЛЬ (чертя карандашом по бумаге): Смотрите. Вот здесь сфера. Эта линия - световая ось. Эта окружность - экватор. (На мгновение поднимает голову и смотрит на НЕЗНАКОМКУ.) Разумеется, небесный экватор.
НЕЗНАКОМКА (слегка, очень слегка испуганная): Разумеется...
УЧИТЕЛЬ: Здесь - система координат горизонта - азимут и направление зенита. Звезда, которую я открыл, здесь. Видите?
НЕЗНАКОМКА: Вижу... Но вы бы лучше показали мне ее на небе. (Жест в сторону открытого окна.)
УЧИТЕЛЬ: Не могу, потому что там она не видна.
НЕЗНАКОМКА: Разве вы не сказали, что открыли ее?
УЧИТЕЛЬ: Открыл. Но я открыл ее здесь... на бумаге.
НЕЗНАКОМКА: На бумаге? Как на бумаге?
УЧИТЕЛЬ: Очень просто. Я ее вычислил.
НЕЗНАКОМКА: Не понимаю.
УЧИТЕЛЬ: Чего не понимаете?
НЕЗНАКОМКА: Ничего. Но больше всего, какая связь между звездой и... книгой.
УЧИТЕЛЬ: Это каталог звездного неба, атлас. Каталог Ван Мерша.
НЕЗНАКОМКА: Ван Мерша?
УЧИТЕЛЬ: Моей звезды нет ни в одном звездном каталоге. Ни у Гипарша, ни у Птолемея, ни у Кеплера...
НЕЗНАКОМКА (указав на портрет на стене): Даже у него?
УЧИТЕЛЬ: Даже у него. Одно время я думал, что у Гершеля - но нет. У Гершеля там двойная звезда. Совсем другое. Только у него, единственного, она может быть, только у Ван Мерша.
НЕЗНАКОМКА: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Потому что у него богатое воображение. Думаю, в его теории черных звезд немало справедливого...
НЕЗНАКОМКА: Черных звезд!
УЧИТЕЛЬ: Школьные и университетские астрономы презирают его... Его называют и всегда называли астрологом, дилетантом... Конечно. Стоит лишь взглянуть на вещи чуть шире, как человека сразу начинают считать астрологом, шарлатаном или... сумасшедшим.
НЕЗНАКОМКА (с неясным беспокойством): Сумасшедшим?
УЧИТЕЛЬ: Да. Не удивлюсь, если в один прекрасный день объявят сумасшедшим и меня.
НЕЗНАКОМКА (с растущим беспокойством): И вас?
УЧИТЕЛЬ: Старшеклассники давно уже так и говорят: сумасшедший.
НЕЗНАКОМКА (начиная бояться по-настоящему): У меня глаза слипаются... Я хочу спать.
УЧИТЕЛЬ: Нет. Не сейчас. Сейчас я должен вам рассказать. Мне просто необходимо все рассказать. Смотрите. (Хватает ее за руку.) Вот, идите сюда. (Подводит ее к окну.) Видите Большую Медведицу?
НЕЗНАКОМКА: Ничего я не вижу. Я хочу спать. Успокойтесь. Покажете мне ее завтра утром.
УЧИТЕЛЬ: Как - завтра утром? Завтра утром ее не будет видно.
НЕЗНАКОМКА: Ну и что здесь такого? Покажете на бумаге.
УЧИТЕЛЬ: Нет, нет! Станьте здесь, возле меня. Смотрите, (показывает пальцем)... вон семь звезд... видите?
НЕЗНАКОМКА (нерешительно): Нет.
УЧИТЕЛЬ (горячо, нервно, почти крича): Как же нет? Вон - четыре и три. Последние три - Ковш Большой Медведицы.
НЕЗНАКОМКА: Что большой медведицы?
УЧИТЕЛЬ: Вы смотрите слишком низко - так их не видно. Там, куда вы смотрите, голова Скорпиона.
НЕЗНАКОМКА: Какого скорпиона?
УЧИТЕЛЬ: Ну, Скорпиона. Змея.
НЕЗНАКОМКА: Какого змея?
Очень испугана. Легонько отступает от УЧИТЕЛЯ и делает шаг в сторону правой двери. Словно собираясь убежать.
УЧИТЕЛЬ (резко поворачивается): Куда вы?
НЕЗНАКОМКА: Я... я... пойду во двор... Хочу немного прогуляться.
УЧИТЕЛЬ: Прогуляться?
НЕЗНАКОМКА: Я... я... хочу пить. Наберу воды из колодца. Вы же сами сказали, что там есть колодец... (УЧИТЕЛЬ делает к ней шаг, и она пугается еще больше.) Не... не подходите, я буду кричать!