Форсирование экономического строительства в Тибете, повышение жизненного уровня народных масс, предоставление в полном объеме прав на существование и развитие широким слоям населения --- таковы главные цели работы Центрального правительства в Тибете, первостепенные задачи правительств разных ступеней Тибетского автономного района (ТАР). Центральное правительство и местные административные органы прилагают гигантские усилия и добились зримых успехов в этом направлении.
С 1992 г. стали быстро наращиваться обороты экономики Тибета. В 1997 г. его валовой внутренний продукт достиг 7,35 млрд. юаней, что в сопоставимых ценах выросло по сравнению с 1991 г. на 96,6 процента, среднегодовой прирост составлял 11,9 процента. С 1987 г. на протяжении 10 лет в Тибете неизменно собирают богатый урожай зерновых. В 1997 г. годовой сбор зерновых достиг 820 тыс. т --- наиболее высокого уровня за всю историю Тибета, что приблизительно на 41,4 процента больше по сравнению с 1991 г. (580 тыс. т). Было произведено 119 тыс. т мяса, по сравнению с 1991 г. рост составил 25,5 процента. В настоящее время власти Тибетского автономного района прилагают энергичные усилия к тому, чтобы в 2000 г. в районе повсеместно искоренить бедность, достигнуть среднезажиточного уровня среди большинства местного населения.
С 1992 г. в Тибете стало форсироваться развитие транспорта, энергетики, связи и других инфраструктурных отраслей, а также строительной, строй материальной, легкой, текстильной, пищевой промышленности и национальных кустарных ремесел, которые имеют тесную связь с производительной деятельностью и бытовой жизнью народных масс. Был расширен аэропорт «Куньга» в Лхасе, реконструирован аэропорт «Бунда» в Чамдо. Из Тибета ежедневно вылетают самолеты в другие города страны, каждую неделю осуществляются международные рейсы. Здесь в основном создана транспортная система, включающая авиационное и шоссейное сообщение. В 1996 г. в Тибете объем автодорожных грузоперевозок возрос в 15,6 раза по сравнению с 1965 г., пассажирских перевозок --- в 28,9 раза, средний поток авиапассажиров достиг 100 тыс. человек в год. Колоссальный перелом достигнут в преодолении унаследованного от старого Тибета неудобного сообщения, где преобладали перевозки с помощью человек и вьючных животных. В Тибете построены и открыты наземные станции спутниковой связи в 7 округах (городах) и телефонные коммутационные станции с программным управлением в 51 уезде. 98 процентов от всех уездов Тибета охвачены системой спутниковой связи и телефонной связи с программным управлением, включены в систему международной и международной телефонной связи с автоматической коммутацией. В Лхасе, Шигадзе, Нагчу, Чамдо, Цзэдан, Сэнкикабу и других главных городах и поселках форсируется коммунальное строительство. С 80-х гг. только в Лхасе в результате перестройки старых домов сдано более 300 тыс. кв. м жилья, 5226 семей справляли новоселье. Это позволило улучшать бытовые условия городского и сельского населения, повысить качество их жизни.
Экономическое развитие Тибета стартовало на базе крайне примитивных и отсталых условий. Вместе с тем, более 4000-метровая средняя высота нагорья над уровнем моря, сильные морозы, нехватка в атмосфере кислорода из-за разрежения воздуха и т. д. --- все это создает весьма суровые природные условия для развития местной экономики. Более всего этого, в старом Тибете под господством феодально-крепостнического строя экономика была крайне отсталой, жизненный уровень населения --- очень низким. Учитывая эти особенности, Центральное правительство Китая неизменно уделяет особое внимание развитию Тибета, оказывает большую помощь в виде людских, материальных и финансовых ресурсов, а также техническое содействие. Одновременно, исходя из реалий в Тибете, осуществляет политику особых льгот по отношению к этому району. С 1980 г. тибетские крестьяне и скотоводы освобождены от обязательных заданий по заготовкам и продаже сельскохозяйственной продукции государству, все доходы крестьян и скотоводов полностью оставляются в их распоряжении. В последние годы финансовые субсидии, выделенные Центральным правительством Китая Тибету, ежегодно превышают 1,2 млрд. юаней. Предприняты также особые меры по облегчению бремени, предоставлению льгот в области капиталовложения, интеллектуальной инвестиции, подряду на помощь нуждающимся и т. д. С начала 50-х гг. по 1997 г. Центральное правительство в обшей сложности вложило в Тибет свыше 40 млрд. юаней, с 1959 по 1996 г. туда поставлено 6,74 млн. т материальных ресурсов, в том числе 1,1 млн. т ширпотреба, 1,3 млн. т продовольствии, 1,48 млн. т нефтепродуктов.
Государство в разное время и в централизованном порядке оказало Тибету крупномасштабную помощь в целях строительства объектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития Тибета, и удовлетворения его особых нужд. В 1984 г. под руководством Центрального правительства 9 провинций и городов были мобилизованы на оказание помощи Тибету в строительстве 43 объектов. Затем в 1994 г. Центральное правительство вновь решило в течение 3 --- 4 лет силами Центра и некоторых провинций и городов оказать Тибету безвозмездную помощь в виде строительства там еще 62 объектов, касающихся, в частности, сельского хозяйства, гидротехники, энергетики, транспорта, связи, промышленности, общественного дела и коммунального строительства. В настоящее время большинство этих объектов уже сданы в эксплуатацию. Общая сумма вложений возросла с намеченных 2,38 млрд. юаней до 3,66 млрд. юаней. С 1991 г. Центральное правительство ассигновало 1 млрд. юаней на реализацию программы по комплексному освоению бассейнов среднего течения рек Цангпо, Лхаса и Нъянгу, в результате значительно возросли сбор зерновых и чистые среднедушевые доходы у местных крестьян и скотоводов. В 1997 г. была построена и сдана в эксплуатацию гидроаккумулирующая электростанция на озере Ямдок-цо, на строительство которой государство выделило 2,014 млрд. юаней. В последние годы силами 14 провинций и городов страны мобилизована помощь Тибету в строительстве там 151 объекта на общую сумму инвестиций в 490 млн. юаней. Завершение этих проектов поднимет на новый уровень местную экономику и жизнь городского и сельского населения.
По мере развития экономики заметно улучшается жизнь тибетского народа. В 1997 г. среднедушевые доходы городского и поселкового населения Тибета, идущие на удовлетворение жизненных потребностей, составили 5130 юаней, чистые среднедушевые доходы крестьян и скотоводов --- 1040 юаней. На конец 1997 г. депозиты по личным вкладам городского и сельского населения возросли с 510 млн. юаней в 1991 г. до 3,045 млрд. юаней. В 1996 г. на каждого жителя Тибета приходилось в среднем 372 кг зерновых, что на 28 процентов больше, чем в 1991 г., а по сравнению с началом 1950-х гг. возросло в 3 раза, хотя за этот период численность населения увеличилась в 2,5 раза. В 1996 г. в Тибете потребление мясопродуктов на душу населения составило в среднем 48,6 кг, что на 17,2 процента больше, чем в 1991 г. за этот период среднедушевое потребление овощей возросло на 26 процентов, растительного масла --- на 14,5 процента, яиц --- в 2,1 раза, конфет и кондитерских изделий --- в 4,2 раза. По мере развития экономики из года в год увеличивается собственность городских и сельских семей. В большинстве семей земледельцев и скотоводов имеются в достаточном количестве собственные средства производства, в среднем на каждую семью приходится свыше 8 тыс. юаней основных производственных фондов. На каждые 100 семей приходится 9 грузовых машин, 6 крупных и малогабаритных тракторов, 3 механические молотилки, 12 телег. В городах и поселках год от года растет спрос на бытовые электроприборы и другие предметы длительного пользования. В 1996 г. на каждые 100 городских семей приходилось в среднем 88 цветных и 6 черно-белых телевизоров, 42 стиральные машины, 50 холодильников, 46 фотоаппаратов, 9 мотоциклов и 222 велосипеда, что гораздо выше показателей 1991 г. Согласно статистике местного правительства старого Тибета, в 1950 г. около 90 процентов населения не имело собственного жилья. А сегодня, за исключением скотоводов-кочевников отдельных мест, все семьи имеют постоянные жилища. С 1990 по 1995 г. в Тибете средняя жилая площадь на человека на селе возросла с 18,9 до 20 кв. м, а в городах и поселках --- с 11 до 14 кв. м. Основываясь на результатах обследования, в бассейнах среднего течения рек Цангпо, Лхаса и Нъянгцу в крестьянских семьях запасов продовольствия достаточно на 1 --- 3 года, во многих волостях 90 процентов крестьянских семей построили себе новое жилье.
В некоторых отдаленных и глухих местах Тибета жизнь части населения все еще остается трудной. В этих условиях местные правительства разных ступеней в соответствии с указанием и требованием Центрального правительства осуществляют программу по оказанию помощи наиболее бедным районам, помогают местному населению в развитии производства, чтобы вывести его из нужды на путь к зажиточности. Только в 1996 г. администрация автономного района ассигновала на эти цели 114 млн. юаней. С сентября 1997 г. на части территории Тибета, в особенности на севере, произошли редкие в истории по своим масштабам снежные ураганы и заносы, причинившие огромные бедствия местным жителям. Соответствующие органы Госсовета предприняли экстренные меры для оказания помощи пострадавшим. К январю 1998 г. Центральное правительство выделило этим районам целевые средства в размере 42 млн. юаней, направило туда большие партии материальных ресурсов. Госсовет послал в эти районы группу своих работников для выражения заботы и внимания к пострадавшим, инспектирования последствий стихии, а также для содействия местам в преодолении конкретных трудностей. Местные правительства Тибета разных ступеней со своей стороны направили большие людские, материальные и финансовые ресурсы для борьбы со стихийными бедствиями. Все это сыграло важную роль в смягчении трудностей местного населения в быту и производстве, вызванных крупными снежными ураганами.
Чтобы обеспечить всем национальностям нормальные условия для жизнедеятельности, улучшить качество их жизни, в Тибете беспрекословно соблюдаются государственные законы и законоположения в области охраны окружающей среды. С 1992 г. выработано свыше 20 местных законов и административных правил по охране экологии, в том числе «Положения по охране окружающей среды в Тибетском автономном районе». После того, как в 1990 г. в Лхасе впервые была построена современная станция по контролю за окружающей средой, в 1993 г. аналогичный объект был сооружен и в Шигадзе. Одновременно интенсивно идет в других местах строительство подобных объектов, на основе которых будет постепенно формироваться общерайонная система по контролю за окружающей средой. Результаты контроля свидетельствуют, что в Тибете уровень загрязнения среды промышленными отходами довольно низкий. В частности, 88 процентов выбрасываемых в атмосферу промышленных газов подвергается очистке, утилизируется свыше 50 процентов промышленных сточных вод. Состояние водного бассейна главных рек соответствует государственным стандартам качества. Большинство озер сохраняется в первозданном состоянии, качество воды в их бассейнах находится в соответствии с государственными стандартами. В прекрасном состоянии находятся подземные водные источники. К настоящему времени в Тибете не произошло ни одного случая загрязнения окружающей среды, не было, в частности, ни «кислотных дождей», ни радиационного заражения, вызванного человеческой деятельностью. Результаты многолетнего контроля со стороны природоохранных ведомств показывают, что уровень естественного радиационного фона в Тибете отвечает установленным государством стандартам защиты от радиации.
Сегодня широкие слои населения Тибета в полном объеме пользуются правами на существование и развитие, это ярко контрастирует с трагедией старого Тибета, где повсюду царила нищета, отсталость, отсутствие гарантий права на существование для широких слоев населения. В старом Тибете феодально-крепостнический строй, характеризовавшийся сосредоточением светской и церковной власти в одних руках, серьезно сковывал развитие общественных производительных сил, служив главной причиной долговременной примитивности и отсталости тибетской экономики. В сельскохозяйственном производстве для вспахивания земли были использованы деревянные плуги, во время молотьбы на току водили яков, а в отдельных местах сохранялся «подсечно-огневой» метод обработки земли. В 1952 г. средний сбор с 1 му (15 му---1 га) составил лишь 80 кг, на душу населения приходилось 125 кг зерновых. В старом Тибете почти не было промышленности в современном смысле этого слова. В 1950 г. во всем районе имелся лишь один примитивный монетный двор и одна-единственная гидроэлектростанция мощностью 125 кВт, да и та не могла работать нормально. Во всем Тибете в общей сложности было только 120 рабочих. В условиях такой экономической отсталости более 95 процентов общественного богатства концентрировалось в руках имущих феодальных сословий --- чиновников, аристократии и высших слоев духовенства, составлявших менее 5 процентов населения. В то же время простые люди, а это 95 процентов населения, были на грани нищеты. В старом Тибете ходила пословица «Крепостной может унести только собственную тень, может оставить после себя только след собственной ноги». Массы крепостных и рабов не имели свободы личности, их право на жизнь тоже не гарантировалось законом. До демократических преобразований в 1959 г. в административном центре Тибета --- Лхасе проживало всего 20 тыс. человек, а свыше тысячи дворов влачило нищенское существование. Нередко на улицах попадались трупы замерзших бездомных. Это были жуткие картины старого общества, навсегда и безвозвратно оставшиеся в прошлом.