В "Повестке дня на ХХI век", разработанной в 1992 г. в ходе специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам развития и охраны окружающей среды, подчеркивается, что в целях обеспечения долговременного использования морей и координированного развития морского хозяйства прибрежные страны должны осуществлять комплексный подход к управлению морским хозяйством. Эта инициатива встретила всеобщее одобрение со стороны различных стране мира, в том числе и Китая. За последние годы в Китае созданы и усовершенствованы государственные и приморские местные органы управления морской сферой, сформирован отряд исполнителей законодательства, управленческих работников, контролеров и ученых-океанологов, который приобрел известный масштаб, разработаны соответствующие законоположения, развернута комплексная деятельность в сфере управления морским хозяйством.
В стране усилена законодательная работа в морской области. ВСНП приняло "Законы КНР о территориальных водах и близлежащих к ним районах", "Закон КНР об охране окружающей среды морей и океанов", "Закон КНР о безопасности морских сообщений", "Закон КНР о рыбоводстве", "Закон КНР об ископаемых ресурсах" и ряд других законов, связанных с морями и управлениями ими. Госсовет КНР разработал такие административные законоположения, как "Положение о добыче морской нефти в сотрудничестве с зарубежными странами", "Постановление о координации с другими странами научно-исследовательской деятельности по морской тематике", "Постановление о прокладке кабелей по морскому дну" и "Меры о регистрации районов разведки полезных ископаемых". Содержание этих законов и административных законоположений соответствует с принципами "Конвенции ООН по морскому праву" и соответствующими постановлениями. Разработка и внедрение вышеперечисленных законов, законоположений и правил не только способствует защите государственного суверенитета и охране морских прав Китая, но и содействует разумному освоению и охране морских ресурсов и обеспечению эффективной сохранности морской окружающей среды, облекают процесс комплексного регулирования морской деятельности в Китае в законодательную форму.
В целях научного и эффективного осуществления процесса комплексного управления морским хозяйством страны в 1989-1995 гг. соответствующие государственные ведомства и приморские районы составили карты регионального распределения задач по освоению морского пространства, в соответствии с которыми было выделено 3663 таких задач, охватывающих сферы освоения и использования, упорядочения и охраны, районы заповедников, ряд специфических функций, зоны резервов и т.д. В 1991-1994 гг. соответствующие ведомства и приморские районы составили "План освоения морского пространства страны", в котором обозначена стратегическая цель такого освоения, изложены его планы, перечислены структуры отраслей и их размещение, спланированы задачи регионального уровня по освоению морского пространства, а также перечислены директивные шаги и меры, обеспечивающие такое освоение.
В последние годы в Китае активно опробовался метод комплексного управления прибрежными зонами и в этой области были достигнуты отрадные успехи. В ходе комплексных обследований прибрежных зон и отмелей Китая, осуществленных в 1979-1986 гг. был собран богатый материал. Начиная с 1994 г. в сотрудничестве в ПРООН и другими организациями китайское правительство учредило опытно-показательный район комплексного управления прибрежными зонами в городе Сямэне, добившись в этой области позитивных результатов. В итоге данный проект не только заслужил благожелательную оценку со стороны международных организаций, но и обеспечил опыт, пригодный для Китая и других стран. В 1997 г. в процессе нового сотрудничества с ПРООН Китай провел подобные эксперименты в городах Фанчэн (Гуанси), Янцзян (Гуанду) и Бэньчан (Хайнань).
Основная цель комплексного управления морским хозяйством состоит в создании здоровой морской среды и обеспечении продолжительного использования морских ресурсов. Именно для этого Китай будет прилагать еще большие усилия по следующим направлениям:
- В области совершенствования законодательства об использовании и управлении морскими зонами;
- В области создания и совершенствования информационной системы комплексного управления морским хозяйством, углубления исследований и уточнения оценки морской среды и морских ресурсов;
- В создании крупномасштабных карт разграничения морских функций и планов комплексного освоения и охраны морского пространства;
- В разработке механизма принятия комплексных решений в целях содействия координированному развитию морского хозяйства;
- В сфере постепенного создания отряда работников многофункционального контроля и исполнения законов, формирования системы единого морского контроля и управления в различных средах -в воздухе, на море и на побережье;
- В деле широко мобилизации общественности на охрану морских ресурсов и морской среды, укрепления познания у людей о их сохранности.