До освобождения в Тибете вообще не было современных средств массовой информации, работали лишь несколько издательских домов, выпускавших главным образом священные книги. Лишь после мирного освобождения Тибета в районе появились периодические пресса и издательство гражданской литературы. За последние 20 лет темпы развития издательского дела, журналистики и производства аудио- и видеопродукции значительно ускорились, и в настоящее время уже в первоначальных контурах сформирована покрывающая весь район система прессы и печати.
Бурно развивается издательское дело. В Тибете одно за другим были созданы 4 издательства и одна фабрика аудио- и видеопродукции. За 30 лет после своего создания издательство "Сицзан жэньминь чубаньшэ" ("Тибетское народное издательство") издало в общей сложности более 6600 названий книг, распространило более 78,9 млн. экземпляров, среди них книги на тибетском языке составили около 80 процентов, около 100 наименований книг удостоены премий государственного и районного значения. К настоящему времени в Тибете насчитывается 25 различных типографий, включая Тибетскую типографию "Синьхуа". Шаг за шагом были внедрены компьютерный набор, офсетная печать, электронное цветораспределение, многоцветная печать и другие современные технологии. До мирного освобождения в Тибете вообще не существовало дистрибьюторских учреждений по сбыту книжной продукции, а в настоящее время здесь действует трехступенчатая сеть книжных магазинов "Синьхуа", включающая магазины районного, городского и уездного уровней, их всего 67. Эта сеть удовлетворяет нужды всего района. В последние 20 лет по каналам сети широкому читателю ТАР было предложено свыше 8000 наименований книг на тибетском языке общим тиражом более 90 млн. экземпляров. Устойчиво развивается дело периодики. В 1956 г. начала издаваться газета "Сицзан жибао", в 1977 г. -журнал "Сицзан вэньи" (Тибетская литература и искусство), а сегодня в районе выходит 52 названий газет и журналов.
Радиовещание, кинематография и телевещание в Тибете тоже появились только после мирного освобождения. В 1953 г. была создана лхасская радиостанция проволочного вещания; в 1958 г. она перешла на беспроволочное вещание; в 1959 г. открылась Тибетская народная радиостанция; в 1978 г. в опытном порядке начали передавать черно-белые телепрограммы; в 1979 г. в экспериментальном порядке приступили в цветной телетрансляции; в 1985 г. состоялось официальное открытие Тибетской телестанции; в 1995 г. был сдан в эксплуатацию Тибетский центр по дублированию радио- и телепрограмм. За 40 лет государство и администрация ТАР вложили 530 млн. юаней в дело развития радиовещания, кинематографии и телевидения, Центральное правительство и все братские провинции (города) предоставили в качестве помощи Тибету большое количество аппаратуры и материалов, направляли 5 партий технических и административных работников численностью свыше 200 человек, одновременно подготовили для Тибета большую партию специалистов-тибетцев. В настоящее время в Тибете функционируют 2 районные радиостанции, 36 радиопередающих и радиоретрансляционных станций средневолнового и коротковолнового диапазона, 45 радиоретрансляционных станций с амплитудной модуляцией уездного уровня, 2 телестанции, 354 телетрансляционные станции и 1475 наземных станций спутниковой связи. Охват населения радио- и телевещания достиг соответственно 65 процентов и 55 процентов. В Лхасе и окружающих районах охват населения телевещанием достиг 75 процентов. Ныне демонстрация кинофильмов является одной из наиболее популярных форм приобщения к культуре тибетцев, рассеяно проживающих в земледельческих и скотоводческих районах Тибета. В настоящее время в Тибете насчитывается 436 кинотеатров, 650 низовых кинобригад, более 9300 кинопрокатных пунктов, годовая демонстрация фильмов достигла 130 тыс. сеансов, численность зрителей составляет 28,5 млн. В среднем каждый тибетец из земледельческих скотоводческих районов имеет возможность хотя бы раз в месяц побывать на демонстрации фильмов. Причем фильмы, предназначенные для проката в земледельческих и скотоводческих районах, выпускаются на тибетском языке, так что вопрос доступности содержания лент для крестьян и скотоводов успешно разрешен. Радио, кино и телепрограммы уже прочно вошли в жизнь народов всех национальностей Тибета, которые играют важную роль в приобщении их к благам культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении 40 с лишним лет тибетская культура, развиваясь на основе своих лучших древних традиций и сохраняя национальный колорит, достигла большого прогресса. Этот прогресс выражается прежде всего в том, что изменился сам субъект тибетской культуры. Если в старом Тибете в сфере культуры царила безраздельная монополия феодалов-крепостников, составлявших лишь незначительную часть населения, то теперь культура стала общим достоянием всех тибетцев. Тибетцы в своей массе продолжают славные культурные традиции, совместно развивают свою национальную культуру и пользуются ее благами. Прогресс тибетской культуры выражается, во-первых, в тех глубоких изменениях, которые произошли в тибетской культуре. Были отвергнуты регрессивные, тлетворные элементы культуры, сопутствующие феодально-крепостническим отношениям, в то же время были взяты под охрану государства и окружены уважением вера и нормальные культовые отправления тибетцев; были приняты меры по продолжению лучших традиций тибетской культуры и бережной охране ее памятников. Причем эти традиции были обогащены содержанием, отражающим дух эпохи и требования социального прогресса. Словом, тибетская культура развивается как по форме, так и по содержанию. Прогресс тибетской культуры выражается еще и в качественно новой модели развития. На место замкнутости, застоя и упадка, царивших раньше в культуре Тибета, пришли открытость внешнему миру и готовность воспринять модернизацию. Наряду с развитием традиционной культурой в Тибете впервые за свою историю появились и стали быстро развиваться современные наука, техника, образование и средства массовой информации.
На фоне несомненного прогресса тибетской культуры явным диссонансом выглядит неоднократные заявления клики Далай-ламы о том, якобы "тибетской культуре грозит уничтожение". Версия "угрозы уничтожения тибетской культуры" стала флагом, под которым группируются враждебно настроенные к Китаю силы, ведущие при поддержке кое-каких зарубежных сил антикитайскую пропаганду. Вся история Тибета за 40 с лишним лет со времени демократических преобразований свидетельствует о том, что то, что клика Далая называется "угрозой уничтожения тибетской культуры", на самом деле является ее истинным прогрессом.
Ибо культура относится к сфере общественного сознания и ее развитие тесно связано с развитием социально-экономического базиса и надстройки. Формирование и развитие современной культуры Запада является непосредственным результатом европейской буржуазной революции, уничтожившей средневековый феодально-крепостной строй и тоталитарную систему правления, базировавшуюся на единстве светской и духовной властей, революции, которой сопутствовали религиозные реформы и прогресс в сфере идеологии и культуры. И в Тибете за 40 с лишним лет прогресс в сфере культуры стал возможным лишь благодаря ликвидации теократической формы правления и феодально-крепостного строя, еще более жестокого и мрачного, чем европейское средневековье. Вполне закономерно, что вместе с крушением феодально-крепостного строя были "уничтожены" те атрибуты тибетской культуры, которые были связаны со старым общественным строем, при котором небольшая кучка феодалов монополизировала все блага культуры; "уничтожению" подвергся и "культурный деспотизм", при котором высшее духовенство монопольно распоряжалось общественной и политической жизнью. Такое "уничтожение" является закономерным результатом исторического и культурного развития Тибета. Без такого "уничтожения" не может быть и речи о социальном и культурном раскрепощении и развитии Тибета, не может быть и речи о доступе широких масс тибетцев к достижениям и благам культуры; не может быть и речи о подлинной свободе совести; когда вера является частным делом каждого верующего; не может быть и речи об истинной свободе вообще. Несомненно, для клики Далай-ламы, олицетворяющей феодально-крепостные устои, такого рода "уничтожение" означает крах всех иллюзий по восстановлению в Тибете старых порядков. Неудивительно, что эта клика подняла крик об "уничтожении традиционной культуры Тибета".
Во-вторых, культура любого народа не может развиваться изолированно, лишь в условиях исторического и социального прогресса возможно обновление и обогащение ее форм и содержания. В ходе обмена с культурой других народов происходят извлечения и абсорбция полезных элементов извне. 40-летнее развитие тибетской культуры - это период постепенного избавления от мрака и отсталости и перехода на путь реформ, открытости и модернизации. Это период налаживания взаимодействия и обмена с современной цивилизацией, включая современную западную культуру. По мере изменений в способе производства и образе жизни произошли перемены и в менталитете и идеологии тибетцев. Появилось много такого, чего не было и не могло быть в традиционной тибетской культуре, но что могло быть в традиционной тибетской культуре, но что стало насущно необходимым для современного образа жизни. Например, научное исследование, технические достижения, образование и средства массовой информации; лучшие традиции тибетской культуры в условиях новой эпохи также получили новое развитие. В то же время то отжившее и отсталое в традиционной культуре, не отвечающее социальному развитию и жизни народа, постепенно отсеивается. Все это - нормальные и закономерные явления в развитии культуры, они свидетельствуют о прогрессе и процветании тибетской культуры в наши дни. Суть заявлений клики Далай-ламы о якобы существующей "угрозе уничтожения тибетской культуры" заключается в попытке "остановить" прогресс в Тибете, сохранить незыблемыми образ жизни и ценностные критерии, которые существовали при старом феодально-крепостническом строе. Однако это абсолютно противоречит ходу истории и коренным интересам тибетского народа и потому является до нелепости абсурдным.
В настоящее время все человечество уже вступило в новое тысячелетие, наблюдается стремительное развитие глобализации экономической деятельности и информатизации общественной жизни, что сулит резко изменить материальную и культурную жизнь нашей планеты. По мере углубления реформ, в частности по мере реализации стратегии крупномасштабного освоения западных районов Китая, Тибет обретает все более обновленный облик, его поступь на пути модернизации и общения с миром становится все более уверенной. Все эти процессы сулят тибетской культуре новое развитие и прогресс.