Право является одним из самых сложных постоянно развивающихся общественных явлений. Поэтому каждый исторический этап развития общества приводит к необходимости оценивать новые стороны правовой действительности, формулировать новые определения понятия права.
Юриспруденции известно множество правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права. Н>рвый импульс поиску того, что представляет собой на самом деле право или чем оно должно быть, дает закрепленная в Конституции страны ориентация на построение правового государства.
Концепция правового государства, получив официальное признание, ориентирует на строгое соподчинение нормативных правовых актов различной юридической силы, на установление соответствия между правом и законодательством, на недопустимость решения вопросов государственной и общественной жизни, юридических споров вопреки принятым в установленном порядке и соответствующим Конституции правовым нормам.
Начавшаяся в СССР в 1960-е гг. и продолжающаяся до настоящего времени дискуссия о понятии права позволяет признать сформировавшимися три концепции в общественной теории права: нормативную, нравственную и социологическую.
» Нормативная концепция права основана на признании того, что право - это нормы (правила поведения), изложенные в официальных государственных актах. Через такие общие, абстрактные и равные для всех правила государство устанавливает единые в различных сферах общественных отношений требования, дозволения к разным людям. Эти правила, правовые нормы, выраженные в специфической (юридической) языковой форме, и составляют в своей совокупности право.
Родоначальником и наиболее видным представителем нор-мативистской школы был австрийский правовед Ганс Кельзен. Он определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Считая свою теорию «чистой теорией права», Г. Кельзен отказывался от рассмотрения права в связи с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями.
Намного более последовательной явилась нормативная трактовка права, даваемая с диалектико-материалистических позиций (в том числе марксистское учение), которая исходит из того, что содержание права обусловлено объективно складывающимися общественными отношениями (экономическими, политическими, нравственными и др.)
« Естественно-правовая концепция, или нравственная школа права, зародилась в глубокой древности, но кульминации достигла в эпоху буржуазных революций (XVII-XVIII вв.). Ее виднейшие представители - Г. Греции, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Исходным пунктом этой концепции является наличие у каждого человека неотъемлемых прав и свобод, которыми он наделен природой или Богом с момента рождения. Содержание этих прав не определяется самим государством, а лишь закрепляется им в законодательных актах. Если какой-либо нормативный акт противоречит естественным правам человека, он не может считаться правовым.
Одним из краеугольных камней возрожденного естественного права остается принципиальное различие между правом и законом. По мнению представителей этой концепции, истинное право характеризуется гуманистическим и демократическим содержанием, несправедливый закон не есть право. Но такая привлекательная, на первый взгляд, постановка вопроса влечет за собой ряд серьезных теоретических и практических проблем. В частности, кто может определять, справедлив закон или нет, и можно ли не исполнять «несправедливые» законы?
Критикуемые с позиций возрожденного естественного права такие «слабые» стороны нормативной концепции, как консерватизм, определенное отставание от требований социального развития, отнюдь не преодолеваются, поскольку отрицание за действующим законодательством, даже в чем-то несправедливым и требующим изменений, значения права вело бы к нарушению законности и правопорядка и даже к разрушению самой государственности.
В то же время в современных государствах правоприменительные органы нередко чувствуют себя чрезмерно скованными правовыми нормативными предписаниями. Стремление освободиться от такой скованности под предлогом более обоснованного и справедливого решения правовых вопросов привело к появлению и развишю идей «широкого понимания права».
* Эти идеи нашли свое обоснование в социологический концепции права.
Правоведы социологической ориентации подчеркивают недостаточность (односторонность) нормативного подхода к
праву, полагая, что право охватывает не только правовые нормы, но и совокупность фактически сложившихся правоотношений.
К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Р. Иеринг (Германия), Е. Эрлих (Австро-Венгрия), Р. Паунд (США), Л. Дюги (Франция). Ими, несмотря на определенные различия, выдвигается трактовка права как «живого», динамичного правопорядка в противоположность нормативной его трактовке как якобы застывшего, лигленно-го реального содержания конгломерата установленных государством норм. Для всех представителей социологической юриспруденции характерен приоритет реальной правовой действительности (правосознания, сделок, договоров, судебных и иных решений по конкретным делам) перед правовыми идеями и нормами. А это значит, что ими отвергается не только нормативная трактовка права, но и нравственные, естественно-правовые представления о нем.
Сторонники социологической ориентации полагают, что право - это не только и не столько абстрактные правила поведения (так называемое «мертвое» право), сколько конкретные юридические решения. По их мнению, судья создает право, когда решает дело. Не государство, а каждый субъект формирует свое право. Законодатель же не создает правовые нормы, а лишь обнаруживает и фиксирует их после того, как они сложатся на практике в виде правоотношений.
Нетрудно заметить, что социологическая концепция права весьма ущербна, ибо игнорируется такой принцип правового государства, как верховенство закона.
К сторонам рассмотренных правовых концепций, которыми они соприкасаются между собой, относится признание в той или иной степени нормативности права. В связи с этим рассмотрим основные черты (признаки) права, которые должны характеризовать его как особый, политический регулятор общественных отношений и позволить выделить право из совокупности всех других неправовых регулятивных средств.
1. Право - это совокупность правил поведения, норм, устанавливаемых или санкционируемых государством (компетентными государственными органами). Из большого количества разновидностей существующих в обществе соци-
альных норм только правовые исходят от государства. Все остальные складываются либо стихийно (обычаи, традиции, нормы морали), либо создаются различными негосударственными (партийными, общественными) организациями, объединениями и их органами.
2. Право - не простая, а систематизированная совокуп ность создаваемых или санкционируемых государством пра вил поведения. Эго - не случайный набор не связанных между собой правовых норм, а построенная на основе научных, ве ками формировавшихся принципов, строго выверенная и по стоянно совершенствуемая система. В нашей стране она выступает в виде отраслей и институтов права.
3. Право выражает государственную волю. Каждый от дельный нормативный правовой акт выражает волю издавше го его государственного органа (парламента, президента, правительства). При этом содержание государственной воли не произвольно; оно обусловлено волей властвующих, т.е. по литически господствующих групп (классов, слоев общества, политических партий). На высших ступенях цивилизации, в социальном государстве это может быть воля большинства народа, нации, отражающая требования социальной справед ливости.
4. Право и составляющие его правовые нормы всегда вы ступают в определенной, официально выраженной письменной форме. Это - установленные в государстве нормативные пра вовые акты (законы, декреты, указы, постанов чения и т.п.), допускаемые законодательством нормативные договоры, сан кционированные государством обычаи, признаваемые в неко торых странах правовые прецеденты. Такая официальная письменная форма придает правовым нормам необходимую определенность (точность формулировок) и подтверждает их юридическую силу, т.е. их место и значимость в иерархии нор мативных правовых актов.
5. Право - это система правил поведения, имеющих обще обязательный характер, т.е. подлежащих выполнению всеми субъектами права. Общеобязательность правовых норм в пол ной мере распространяется и на государство, на все его орга ны, на всех его должностных лиц, в том числе на издавших содержащие их нормативные акты.
6. Должная реализация правовых норм обеспечивается го сударством. Для этого существуют предусмотренные законода тельством средства государственного воздействия: поощрения, охраны, предупреждения, принуждения, ответ ственности и др. Средства государственного воздействия при меняются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленными законом процедурами!
7. Право как системная совокупность правовых норм ха рактеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обуслов лены непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений. Если каждая в отдельности право вая норма отличается статичностью (любое ее изменение озна чает появление новой нормы), то системная совокупность норм так или иначе изменяется, но не обновляется сразу и целиком. Тем самым право как постоянно обновляющаяся система спо собно чутко реагировать на изменения в общественных отно шениях и эффективно содействовать социальному прогрессу. В связи с этим становится очевидной несостоятельность попы ток сторонников социологической концепции характеризо вать систему правовых норм как «мертвое» право. Таким оно просто не может быть, поскольку развивается непрестанно.
Отличительные признаки (черты) права позволяют дать его общее определение, в основе которого лежит нормативная трактовка.
Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества - большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых (норм) обеспечивается государством.
Сущность права, как воплощенная в нем социальная воля, исторически изменчива в силу изменения обусловливающих ее объективных факторов (экономических, политических, социальных). В современных условиях неизменно укрепляется,
приобретая все более широкую социальную базу, закрепляемая в праве воля народа, различных его слоев.
С сущностью права не следует смешивать его социальное^ назначение, социальную ценность. Право придает действиям'' людей, государственных органов, учреждений, объединений граждан необходимую организованность и устойчивость. Тем самым право упорядочивает регулируемые им отношения, направляет их в определенное русло. В этих целях юридически закрепляются определенные формы собственности, хозяйствования, распределения материальных благ, государственного управления экономикой и другими сферами общественной деятельности.
Таким образом, социальное назначение, социальная ценность права заключается в регулировании общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства, граждан.
Право характеризуется системностью, т.е. такой взаимосвязью юридических норм, которая придает праву необходимую целостность, единство, внутреннюю согласованность.
Первичным звеном системы права является правовая норма. В соответствии с существованием различных видов однородных общественных отношений, регулируемых правом, правовые нормы группируются в более крупные элементы (части) системы, которые в правовой науке получили название отраслей, подотраслей и институтов права.
Система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли, подотрасли и институты.
Под отраслью права принято понимать совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих обширный круг однородных общественных отношений. Так, например, нормы права, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, образуют отрасль гражданского права; отношения, возникающие
по поводу пользований землей, - отрасль земельного права; отношения, связанные с браком и семьей, - семейное право и т.д.
Отрасли права состоят из менее крупных групп норм, имеющих общие черты с другими нормами отрасли, но обладающих по отношению к ним определенной обособленностью. Эти структурные части отрасли права называются правовыми институтами.
Правовой институт - это входящая в определенную отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих некоторую разновидность или сторону однородных общественных отношений (например, такой институт гражданского права, как аренда, или институт уголовного права - преступления против личной свободы, чести и достоинства).
Наряду с институтами права в составе наиболее крупных отраслей права выделяются группы юридических норм, составляющие подотрасли права. Подотрасль права - это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права, регулирующая близкие отношения определенного вида и тяготеющая к выделению в самостоятельную отрасль (например, такие подотрасли гражданского права, как международное частное право, наследственное, право).
Первичным, исходным элементом системы права является юридическая норма. Она содержит в себе признаки, характеризующие право в целом, но в то же время представляет собой относительно самостоятельное правовое явление, обладающее чертами, которые не присущи праву целиком.
К основным признакам норм права относятся:
* их неразрывная связь с государством. Правовая норма исходит от государства или санкционируется им и выступает в виде властного предписания;
« реализация правовых норм гарантируется государством. Все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые из них (судебные, прокурорские, органы внутренних дел) в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, меры принудительного воздействия;
» общий и общеобязательный характер. Правовые нормы распространяют свое действие на персонально неопределенный круг лиц, обладающих общими признаками, на всех участников отношений определенного вида;
« рассчитаны не на конкретные единичные случаи, а на неограниченное количество случаев одного рода, т.е. на многократное применение;
* регулируют определенную, весьма узкую разновидность общественных отношений (сроки исковой давности, меры ответственности за определенные правонарушения и т.п.);
» характеризуются формальной определенностью. Каждая правовая норма выступает в виде четко сформулированного положения, определяющего в каждом конкретном случае либо круг субъектов, их права и обязанности, либо меры юридической ответственности, либо точную формулировку того или иного понятия и т.п.
Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.
Реализация права
Юридические нормы отвечают своему предназначению лишь тогда, когда они выполняются, т.е. реализуются на практике в поведении людей.
Реализация правовых норм - это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.
Процесс реализации права достаточно сложен и осуществляется в различных формах, к которым относятся соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.
Соблюдение - это такая форма реализации норм права, которая проявляется в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совершения запрещенных деяний.
Исполнение - это такая форма реализации права, при которой субъекты права обязаны своими действиями выполнять требования правовых норм. В данном случае поведение субъектов проявляется в активном осуществлении возложенных на них обязанностей независимо от внутреннего отношения к ним (например, своевременно вносить квартирную плату).
Использование - такая форма реализации, которая выражается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, закрепленных в законодательстве. Иными словами, использование предполагает совершение управомоченными субъектами деяний в зависимости от их желания и воли (например, совершение сделок купли-продажи, найма, аренды и др.).
Однако не всегда соблюдение, исполнение и использование позволяют реализовать предписания правовых норм. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов. Такая форма реализации права, при которой государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность, обеспечивающая соблюдение, исполнение или использование субъектами права своих прав и обязанностей, называется применением права.
Применение права может быть определено как властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или по их уполномочию негосударственных организаций, осуществляемая в установленных законодательством формах, по реализации правовых норм путем принятия индивидуально-правовых решений (актов).
Применение права имеет место в случаях, когда права и обязанности конкретных субъектов не могут возникнуть без соответствующих актов компетентных органов (например, при назначении пенсии); когда требует официального разрешения правовой спор (рассмотрение судом дела о разделе имущества); когда необходимо обеспечить исполнение обязательств или защитить права от нарушений (принять решение о возмещении причиненного ущерба); когда требуется наказать правонарушителя путем определения и реализации мер юридической ответственности (вынесение приговора преступнику).
Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены основные стадии, отражающие логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридических дел.
В теории права выделяют следующие стадии правоприменения:
1.Установление и анализ фактических обстоятельств дела. Такой анализ позволяет дать веестороннюю, объективную оценку конкретного случая (деятельности юридического лица, содержания сделки, факта правонарушения и др.).
2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к дан ным фактическим обстоятельствам. Эта стадия заключается в правовой квалификации рассматриваемых фактов, необходи мой для принятия правильного юридического решения по делу.
3. Проверка подлинности текста избранной правовой нормы. Для этого необходимо пользоваться только официальными текста ми нормативных правовых актов. При этом следует установить, действует ли данная норма на момент применения, не изменена ли она, действовала ли она во время рассматриваемого случая и др.
4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий различных правовых норм. Толкование применяе мой правовой нормы заключается в выяснении точного смыс ла, вложенного в нее законодателем. В случае коллизии (про гиворечия) применяемых правовых норм правоприменяю- щий орган должен руководствоваться нормой, изданной позд нее и вышестоящим правотворческим органом.
5. Принятие решения по делу и доведение его содержания до сведения исполнителей. Осуществляется в форме акта при менения.
Акт применения права - это официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу), принятое компетентным органом в установленном порядке на основе действующих правовых норм, в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц.
6. Реализация принятого правоприменительного акта. По скольку сам факт издания акта применения еще не гарантиру ет претворение его в жизнь, принципиально важным является
принятие мер по его своевременному и полному исполнению в соответствии с законом.
Толкование правовых норм выше упоминалось как стадия правоприменения. Толкование представляет собой сложный мыслительный процесс.
Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации.
С целью более глубокого познания процесса толкования и его практической значимости в юридической науке используют различные классификации толкования правовых норм.
1.По способам (приемам) толкования его принято под разделять на грамматическое, систематическое и историко-по- литическое.
2. Толкование по объему может быть буквальным, распро странительным и ограничительным.
3 В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и юридической силы результатов толкования оно подразделяется на официальное и неофициальное.
Поскольку третья классификация имеет наибольшую практическую значимость, рассмотрим ее подробнее.
Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченного на то органа, которое является обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.
Толкование этого рода, в свою очередь, подразделяется на аутентическое и легальное, нормативное и казуальное.
Под аутентическим толкованием понимается разъяснение правовой нормы тем органом, который сам издал ее (Президентом, Парламентом, Советом Министров и др.). Результаты аутентического толкования обычно облекаются в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.
Легальное толкование - это официальное разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от государственного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему полномочий вправе осуществлять эту деятельность. В Республике Беларусь разъяснения такого рода даются, например, Верховным Судом и Высшим Хозяйственным Судом в форме постановлений пленумов этих судебных инстанций
Нормативное толкование - это толкование, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида. К нему относятся все виды аутентического и легального толкования.
Казуальное толкование в отличие от нормативного дается компетентными органами (преимущественно судами) в целях правильного разрешения конкретного юридического дела. Примером такого толкования является разъяснение вышестоящего судебного органа нижестоящему суду, решение ко горого содержит ошибки в применении нормы права при рассмотрении конкретного дела
Неофициальным яв /яется толкование, которое исходит от органов и отдельных лиц, не наделенных правом давать обязательное (нормативное или казуальное) разъяснение смысла правовых норм.
Обычно такое толкование выступает в виде трактовок правовых норм, рекомендаций, даваемых любыми субъектами, но на него нельзя ссылаться при рассмотрении юридических дел. Разновидностями неофициального толкования являются профессиональное, доктринальное и обыденное толкования.
Профессиональное толкование - это неофициальное толкование, которое исходит от лиц, обладающих профессиональными (юридическими) познаниями - прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и др
Доктринальное толкование - это разъяснение правовых норм, осуществляемое отдельными правоведами, научными учреждениями и коллективами ученых-юристов в монографических исследованиях, научных статьях, комментариях к законодательным актам.
Обыденное толкование - это разъяснения содержания правовых норм, даваемые любыми лицами, не обладающими основательными познаниями в сфере права. Они имеют место в бытовой обстановке и не могут претендовать на достаточную юридическую обоснованность.
Реализация правовых норм происходит путем осуществления предусмотренных ими прав и обязанностей субъектов права. Права и обязанности, закрепленные в правовых нормах, носят абстрактный характер (статутные права и обязанности). Они представляют собой предусмотренные государством пределы, в границах которых и при наличии необходимых для этого оснований (юридических фактов) возникают субъективные, т.е. совершенно определенные (личные), права и обязанности. Например, все граждане Республики Беларусь имеют право на высшее образование (статутное право), но каждый конкретный гражданин реализует это право по-своему. Поступая в определенный вуз на предусмотренных законом основаниях, гражданин приобретает субъективное (личное) право учиться в этом вузе.
Субъективные права могут реализовываться самостоятельно, без взаимоотношений с другими лицами (пользование приобретенным телевизором), но чаще они осуществляются во взаимоотношениях с другими субъектами права. Такие отношения называются правовыми (работа по найму, назначение и получение пенсий и т.п.).
Правоотношения отличаются весьма сложным юридическим содержанием и структурой.
К основным признакам (чертам) правоотношений относятся:
1.Правоотношения возникают на основе правовых норм при наличии предусмотренных правом определенных жизнен ных обстоятельств (юридических фактов). В них общие право вые положения, статутные права и обязанности превращаются в субъективное, конкретизированное состояние.
2. Правоотношения представляют собой общественно зна чимые связи конкретных, персонально определенных лиц (сто рон правоотношения).
3. Если в правовых нормах заключена государственная воля, то в правоотношениях происходит в той или иной мере сочетание, взаимодействие воли государства и воли сторон правоотношения. Например, даже в yi оловно-процессуаль- ных правоотношениях, в которых превалирует воля государ ства, воля обвиняемого проявляется в реализации им своих субъективных прав на защиту.
4. Правоотношения характеризуются наличием у сторон взаимных субъективных прав и обязанностей.
5. Осуществление взаимных субъективных прав и обязан ностей сторонами правоотношения при необходимости гаран тируется государством.
Правоотношения - юридическая форма общественных отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и в результате определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, реализация которых гарантируется государством.
Правоотношения имеют свою особую структуру, элементами которой являются: субъекты правоотношения; субъективные права и обязанности сторон правоотношения; объекты правоотношения; фактическое (реальное) поведение субъектов правоотношения.
• Субъектами правоотношений (их сторонами, участниками) являются субъекты права, вступившие в соответствующие правоотношения. Субъектами права являются индивиды (физические лица) и организации, обладающие признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей. К таким качествам относятся правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Такая способность еще не означает способности самостоятельно приобретать и осуществлять субъективные права и обязанности. Так, правоспособными в отношении гражданских прав могут быть и малолетние, и умалишенные, но
осуществлять эти права будут за них их представители (родители или опекуны).
Дееспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица лично, своими действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять их, отказываться от них.
Разновидности дееспособности:
сделкоспособпостъ (способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки);
деликтоспособность (способность понимать противоправность совершаемых деяний и осознанно претерпевать меры юридической ответственности за совершенное правонарушение).
Разграничение правоспособности и дееспособности в отношении личности характерно лишь для гражданского права, поскольку обеспеченным в имущественном отношении должен быть каждый человек, независимо от возраста, умственного развития или психического состояния (ст. 16-37 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Поэтому гражданская правоспособность у физического лица возникает с момента рождения, а дееспособность - по достижении определенного возраста (полная - с 18 лет, а частичная - несколько раньше). В других сферах общественных отношений, регулируемых правом, правоспособность и дееспособность наступают одновременно. В юриспруденции оба эти качества охватываются таким общим понятием, как правосубъектность.
Субъектами многообразных правоотношений могут быть физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства); организации (государственные, общественные); социальные общности (народ, нация, трудовой коллектив); государство в целом.
Государственные и общественные организации, организации физических лиц могут выступать в качестве особых субъектов права - юридических лиц.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще-
ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс. Правовое положение юридических лиц определяется ст. 44-62 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Правоотношения как форма реализации правовых предписаний возникают, изменяются и прекращаются не сами по себе, а вследствие конкретных жизненных обстоятельств, называемых юридическими фактами.
Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей, в том числе у субъектов правоотношений.
Юридические факты чрезвычайно многообразны. Тем не менее они могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правозаменяющие и правопрекращаю-щие. Один и тот же юридический факт может одновременно вызывать различные юридические последствия.
По волевому основанию юридические факты подразделяются на события и деяния (действия или бездействие).
События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов права (наводнение, естественная смерть человека и т.п.).
Деяния - акты волевого поведения людей'(сделки, причинение вреда и т.п.).
Деяния могут быть правомерными, которые совершаются в соответствии с правовыми предписаниями или не противоречат им, и неправомерными, т.е. противоречащими правовым предписаниям.
Неправомерные деяния делятся на правовые проступки, носящие общественно вредный характер (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), и преступления -правонарушения, отличающиеся общественно опасным характером и запрещенные уголовным законодательством.
Нередко для достижения некоторых правовых последствий недостаточно одного юридического факта, а требуется
определенная их совокупность. Такая совокупность нескольких взаимосвязанных между собой юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений, называется фактическим составом.
Юридические факты могут носить как одномоментный, так и длящийся характер. Длящиеся юридические факты принято называть фактическими состояниями (например, пребывание в гражданстве, в определенной должности, семейное положение, болезнь и т.п.).
Реализация правовых норм находит свое проявление в правомерном поведении субъектов права.
Правомерное поведение определяется как осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами.
Антиподом правомерного поведения является правонарушение.
Правонарушение - это противоправное виновное деяние де-ликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее предусмотренные законом меры юридический ответственности.
Структура (состав) правонарушения - весьма сложное правовое явление, которое включает в себя четыре элемента: субъекта правонарушения, объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъективную его сторону. Поскольку составы правонарушений существенно разнятся в различных отраслях права, они будут рассмотрены в соответствующих разделах учебника.
Главным орудием борьбы с правонарушителями является юридическая ответственность.
Юридическая ответственность - особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния.
Юридическая ответственность конкретного лица возможна только в том случае, если она предусмотрена в законодательстве за определенное правонарушение и если этим лицом такое правонарушение действительно совершено. Как особая субъективная обязанность юридическая ответственность заключается в необходимости для правонарушителя претерпеть карающие его меры правового воздействия.
В то же время юридическая ответственность не сводится к наказанию, не тождественна ему.
Наказание - это форма реализации ответственности. Возникнув у определенного лица вследствие совершения им правонарушения, юридическая ответственность как субъективная обязанность может по разным причинам оставаться нереализованной, правонарушитель по различным предусмотренным законом основаниям может освобождаться от наказания при сохранении за ним юридической ответственности. Правонарушитель в соответствии с законодательством может освобождаться и от ответственности, что влечет за собой освобождение и от наказания (гл. 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
В зависимости от того, какой отраслью права предусмотрена ответственность, она подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность работников за вред, причиненный предприятию, учреждению. Специфика этих видов юридической ответственности определяется отраслевым законодательством.
Последовательная реализация правовых норм с учетом всех требований действующего законодательства создает такой режим общественно-политической жизни, который именуется законностью.
В современных условиях с учетом требований правового государства законность определяется как точное и неуклонное осуществление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов, всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.
Приведенное определение исходит из требований строгой иерархии нормативных правовых актов, верховенства закона, равенства всех перед законом, приоритета права перед государством (верховенства права).
Законность как политико-правовой режим, складывающийся в отношениях, регулируемых правом, не является самоцелью. Она предполагает достижение необходимой упорядоченности общественных отношений, гарантирующей социальную стабильность. Такую упорядоченность общественных отношений принято называть правовым порядком.
Правопорядок - это такое состояние регулируемых правом общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их осуществления (реализации).
Следовательно, правопорядок является результатом законности. По существу, это - реализованная законность, проявляющаяся в системе урегулированных правом отношений. Таким образом, основой правопорядка является право как система нормативных правовых актов, а условием его достижения - законность.