Конституция разграничила полномочия Президента и Парламента в решении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиальных представительных органов, то решение о назначении выборов принимает Президент, а если Главы государства, то - Палата представителей. Такой подход позволяет исключить ситуацию, когда бы нарушались сроки проведения выборов.
Согласно ст. 93 Конституции срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Отсчет полномочий палат Парламента должен осуществляться со дня начала первой после выборов сессии палат. Для избежания коллизий в определении сроков созыва и начала работы первой сессии палат в Конституции этот вопрос специально подробно регламентирован.
В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно.
В нашем законодательстве не предусматривается, кто должен принимать решение о проведении выборов в коллегиальные представительные органы, если по каким-либо причинам Президент не издает соответствующего указа.
Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Если же речь идет о внеочередных выборах палат Парламента, то они проводятся в трехмесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.
3. Роспуск палат Парламента
Досрочное прекращение полномочий палат Парламента, i .е. их роспуск, является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной властью. Арбитром в данном случае выступает Глава государства.
Полномочия палат Парламента могут быть прекращены досрочно лишь в случае и порядке, предусмотренных Конституцией.
Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
Существуют ограничения на роспуск палат: их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
4. Назначение членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов
Одним из важнейших правомочий Президента является его право самостоятельно либо во взаимодействии с другими органами производить назначения на должности в государственных opi анах.
Некоторые должностные лица назначаются Президентом самостоятельно, т.е. не требуется какое-либо согласование с иными органами, иные - с участием других государственных органов.
Согласно п. 4 ст. 84 Конституции Президент назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Остальных шесть членов Центризбиркома избирает Совет Республики.
5. Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов
В действующей Конституции прямо закреплено право Президента образовывать, упразднять или реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственно-
го управления, а также консультативно-совещательные органы при Президенте.
В новой редакции Конституции речь идет не только о создании Администрации Президента, но и определяется, что она является органом государственного управления. Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97 «Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь»' образована Администрация Президента Республики Беларусь -орган государственного управления, установлена численность работников Администрации Президента, а также утверждено Положение об Администрации и ее структура.