Президент имеет право отменить любой акт подотчетного ему центрального органа государственного управления -Правительства. При этом Президент может руководствоваться не только тем, что соответствующий акт противоречит законодательству. Президент может отменить акт Правительства и по мотивам нецелесообразности его принятия. Этим данное правомочие отличается от права соответствующих исполнительных и распорядительных органов отменять противоречащие законодательству акты нижестоящих органов.
26. Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления
Непосредственно или через создаваемые Президентом органы Президент осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительно
ных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Из анализа Конституции следует, что контроль за деятельностью местных органов управления и самоуправления призваны осуществлять в первую очередь такие контрольно-надзорные органы, как Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь и их органы на местах.
27. Формирование Совета Безопасности
Впервые Совет Безопасности был создан Указом Президента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. № 24. Однако если ранее в Конституции было указано, что Президент лишь возглавляет Совет Безопасности, что дало основание для споров о порядке определения его состава, то в соответствии с новой редакцией Конституции 1994 г. Президент не только возглавляет Совет Безопасности, но и формирует его. Глава государства назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности, который подчиняется непосредственно Президенту. Действующий в настоящее время состав Совета Безопасности Республики Беларусь утвержден Указом Президента Республики Беларусь от
23 января 2004 г. №41 '.
28. Руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь
Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, ответственен перед народом за обеспечение надежной защиты государства, выполнение международных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь. Он назначает высший командный состав Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Согласно Закону от 3 ноября 1992 г. в редакции от
24 июля 2002 г. «О Вооруженных Силах Республики Бела русь» 2 ответственность за боевую и мобилизационную готов ность, подготовку Вооруженных Сил к выполнению задач в военное время, материально-техническое обеспечение, раз витие организационной структуры, вооружения и военной тех-
2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 28. Ст. 495; НРПА. 2002. № 87. 2/884.
ники, оперативную и боевую подготовку, воинскую дисциплину, обеспечение защиты секретной информации и противодействие иностранным разведкам, соблюдение законодательства несет Министерство обороны Республики Беларусь.
29. Введение на территории государства военного положения, объявление полной или частичной мобилизации
В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.
Полная (общая) или частичная мобилизация проводится для осуществления плановых мероприятий по мобилизованному развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь и перевода отраслей народного хозяйства (полная или общая мобилизация) или какой-нибудь их части (частичная мобилизация) с мирного на военное положение. Согласно Закону от 3 ноября 1992 г. в редакции Закона от 17 июля 2002 г. «Об обороне» ' порядок проведения мобилизации определяется законодательством Республики Беларусь.
Президент имеет право отдать распоряжение о начале военных действий без объявления войны в случае умышленного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь; внезапного вторжения иностранных вооруженных сил на территорию Республики Беларусь; неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь. В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение трех часов сообщить об этом Парламенту.
Совет Республики должен рассматреть в трехдневный срок принятое Президентом решение о введении военного положения либо о проведении полной или частичной мобилизации.
Процедура рассмотрения в Совете Республики решений Президента о введении военного положения, проведении полной или частичной мобилизации аналогична рассмотрению вопроса о введении Президентом чрезвычайного положения.
Президент может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 28. Ст. 493, НРПА. 2002. № 84. 2/878.