Юридические дела могут разрешаться различными органами. В Республике Беларусь, как и в любом государстве, существует система органов, которые в соответствии с действующим законодательством наделены правом разрешать юридические дела. К ним относятся: судебные органы; органы, входящие в систему исполнительной власти; органы, создаваемые, назначаемые самими сторонами спора (примирительные комиссии, третейские суды и т.п.); межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Каждый из названных органов вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.
Таким образом, подведомственность определяется в науке гражданского процессуального права как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению какого-либо государ-
ственного или иного органа, как свойство юридических Дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрис-дикционными органами.
Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами или иными нормативными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и исключения из них.
Определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из характера спорного правоотношения, состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, характера оспариваемого правового акта.
В силу ст. 10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством.
Определить судебную подведомственность по гражданским делам - значит выяснить, какие именно гражданские дела подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства.
Система разделения компетенции между органами судебной власти основана на принципе универсальной подведомственности юридических дел судам общей юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь и хозяйственных судов Беларуси. Иными словами, все споры, которые не подведомственны иным судам, подведомственны судам общей юрисдикции. Такой вывод основан и на ст. 60 Конституции Республики Беларусь, предусматривающей, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом.
Подведомственность определяется судьей, принимающим дело к производству, или судом, в производстве которого оно находится.
Правила и виды подсудности гражданских дел
В отличие от подведомственности подсудность разграничивает компетенцию в той же области, но между разными судами.
Определив, что гражданское дело подведомственно суду общей юрисдикции, следует определить, какому именно суду оно подсудно.
В систему общих судов Республики Беларусь включены: районные (городские) суды; областные суды и Минский городской суд, действующий на правах областного суда; Верховный Суд Республики Беларусь и специализированные суды: межгарнизонные военные суды и Белорусский военный суд; судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда.
Общим для всех названных судов является их право разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из этих судов вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции, за исключением Верховного Суда Республики Беларусь, который вправе разрешить по первой инстанции любое гражданское дело, подсудное судам общей юрисдикции.
В теории гражданского процессуального права под подсудностью понимается институт процессуального права, регулирующий относимость подведомственных общим судам гражданских дел к ведению того или иного суда, одной и той же судебной системы.
В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой функционирует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую (предметную) и территориальную (местную).
Родовая (предметная) подсудность определяется по роду дел, рассматриваемых нижестоящими и вышестоящими, а также специализированными звеньями одной судебной системы.
За последние годы правила родовой подсудности изменились. Появилась определенная родовая подсудность у Верховного Суда Республики Беларусь, областных, Минского городского судов и военных судов.
Так, на основании ст. 45 ГПК Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает по первой инстанции дела:
1) по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан;
2) по заявлениям о прекращении деятельности обществен ных объединений;
3) по жалобам на отказ в регистрации инициативной груп пы по проведению республиканского референдума;
4) по жалобам на отказ в регистрации политических партий;
5) по заявлениям о прекращении деятельности политичес ких партий;
6) по жалобам на решения Президента Республики Бела русь по вопросам гражданства;
7) по жалобам на отказ Центральной комиссии Республи ки Беларусь по выборам и проведению республиканских рефе-, рендумов в регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь;
8) по спорам, вытекающим из применения законодатель ства, регулирующего имущественные и личные неимуществен^ ные отношения, возникающие в связи с созданием (выявлением, выведением), правовой охраной и использовани ем объектов промышленной собственности и др.
К родовой подсудности областных, Минского городского и военных судов отнесен целый ряд гражданских дел, предусмотренных в ст. 43, 44 ГПК и в других актах законодательства (в частности, ст. 86, 68 Избирательного кодекса, ст. 395 Трудового кодекса к др.).
Все остальные дела, за исключением отнесенных к родовой подсудности вышестоящих судов, рассматриваются районными (городскими) судами.
Территориальной (местной) подсудностью именуется подсудность дела суду в зависимости "от территории деятельности суда.