Финансовое право регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и требующие своего регулирования путем установления особой совокупности правовых норм. Это и является предметом финансового права.
Государство должно определить права, обязанности и ответственность субъектов финансовой деятельности В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.
Специфика финансового права определяется его предметом, видом регулируемых им общественных отношений, важнейшими из которых являются отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства.
Объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства. Эти отношения возникают под воздействием и в интересах государства.
Предметом финансового права является не сама финансовая деятельность, а только те отношения, которые возникают в процессе ее осуществления. Вне этой сферы деятельности финансовое право не возникает Сама же сфера финансовой деятельности государства обширна и многогранна, так как внутри ее возникает необходимость регулирования некоторых сторон не только нормами финансового права, но и другими отраслями права, потому что не все денежные отношения, которые возникают в ходе финансовой деятельности государства, являются финансово-правовыми. Это и иные общественные отношения: конституционные, трудовые, административные, гражданские и другие, регулируемые соответствующими отраслями права.
Финансовые отношения возникают между.
- Республикой Беларусь и местными административно- территориальными единицами в связи с распределением фи нансовых ресурсов;
- финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями и учрежде ниями - с другой, в связи с выполнением финансовых обязанно-
стей перед государством или расходованием государственных денежных средств;
- государственными финансово-кредитными органами в связи с образованием и использованием государственных де нежных фондов и ресурсов;
- государственными предприятиями, учреждениями и организациями, с одной стороны, и их вышестоящими органа ми государственного управления - с другой, в связи с исполь зованием бюджетных или кредитных ресурсов, собственных денежных средств;
- государственными финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с дру гой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
- финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, по уплате ими налогов и неналоговых платежей в доход государства.
Таким образом, финансовое право есть отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.
Финансово-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, устанавливают определенные правила поведения, права и обязанности сторон. Однако они имеют особую сферу применения - финансовую деятельность государства, что является их важнейшей особенностью.
Как правило, финансово-правовые нормы носят императивный характер, т.е. они не зависят от воли сторон и выражены в категорической форме, не допускающей изменения содержащихся в этих нормах условий и характера обязательства субъектов данных отношений.
Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, являются финансово-правовыми. Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, которые не нуждаются в правовой регламентации, - организационная, подготовительная, аналитическая деятельность и др.
Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, которые выделяют их из всей совокупности правовых отношений.
Финансово-правовые отношения невозможны вне государственной деятельности. Отсюда следует, что финансово-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами, между хозяйствующими субъектами. Эти отношения носят государственно-властный характер. Одной стороной в этих отношениях выступает само государство или его орган.
Финансовое право имеет свою систему включая Общую и Особенную части.
Общая часть финансового права включает: понятие финансовой деятельности государства, его методы и формы; предмет финансового права; нормы и финансово-правовые отношения. Сюда же примыкают правовые основы финансового контроля.
К Особенной части финансового права относятся несколько крупных разделов (или институтов), важнейшими из которых являются бюджетное право, налоговое право, а также государственные расходы, государственный кредит, банковское кредитование, денежное обращение и расчеты, валютное регулирование.
Основным источником финансового права, как и всякой другой отрасли права, является Конституция Республики Беларусь. В ней содержатся нормы, определяющие компетенцию и права государства в лице его уполномоченных органов по вопросам бюджета, бюджетного процесса, налогов, денежного обращения. Этому посвящен целый раздел действующей Конституции Республики Беларусь.
Источниками финансового права являются также:
- законы Республики Беларусь, например, от 4 июня 1993 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государствен ных внебюджетных фондах», Налоговый кодекс Республики Беларусь, законы о конкретных налогах, взимаемых с юриди ческих и физических лиц;
- декреты и указы Президента Республики Беларусь;
- постановления Совета Министров Республики Беларусь;
- нормативные акты министерств и ведомств Республики Беларусь.
Большую группу источников финансового права составляют нормативные акты органов местного управления и самоуправления, а также кредитно-финансовых органов Республики Беларусь.