Между коммуникацией и взаимоотношениями существует тесная связь. Внимательно рассмотрев методы коммуникации, важно понять проблемы отношений между людьми.
Взаимоотношения с окружающими важны для каждого из нас. Подумайте о различных отношениях, в которых вы участвуете (семейные, дружеские, отношения с коллегами и т.д.) Что эти отношения привносят в вашу жизнь?
Отношения с окружающими развиваются по мере развития самого человека. Например, для ребенка важно развивать дружеские отношения со сверстниками, взрослея, человек ищет более интимных отношений и т.д. Со временем круг наших отношений становиться шире. Однако, ближе к старости круг отношений постепенно сужается из-за ухода человека из трудового коллектива, в связи с утратой близких и т.д. Те отношения, которые остаются в этом возрасте, становятся для людей жизненно важными.
Выделяют три основных типа отношений:
· семейные;
· дружеские;
· сексуальные.
Люди, получающие помощь в учреждениях социальной защиты сталкиваются с четвертым типом отношений:
· отношения с персоналом.
При обслуживании в полустационарных отделениях МУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения г. Иванова» клиенты имеют право:
- принимать посетителей в любое разумное время;
- принимать посетителей в приватной обстановке;
- выбирать для себя круг общения.
Для запрета на посещение клиента персоналу необходимо подготовить письменное уведомление с указанием причин.
Решение спорных вопросов или проблем, касающихся личной жизни подопечных, осуществляется социальными работниками только с их разрешения.
Таким образом, отношения клиентов социальной службы с родственниками, друзьями и представителями учреждения должны регламентироваться самими клиентами.
В случае происшествий с клиентами во время их пребывания дома, родственники, друзья и представители социальной службы обязаны предоставлять информацию руководителю подразделения в письменном виде.
Вывод
В учреждениях социальной защиты уместно говорить о 4 типах отношений, в которых участвуют пожилые люди: семейные, дружеские, сексуальные и отношения с персоналом. Все они очень важны для подопечных. Сотрудникам следует это учитывать и стремиться сохранять существующие контакты клиентов и способствовать развитию новых отношений.
Часто бывает легче представить качественные и количественные характеристики отношений, изобразив их визуально. Мы предлагаем один из методов визуализации отношений. Рассмотрим пример его применения:
Первый шаг.
В первую очередь напишите имя человека, отношения которого Вы рассматриваете. Затем вокруг этого имени напишите имена всех людей, с которыми он контактирует.
Следующий шаг.
После того, как вы определили, с кем человек поддерживает отношения, необходимо показать их качественные характеристики. Это можно сделать, соединив круги линиями разного цвета или различного типа. Например:
Дружеские взаимоотношения
Безразличные взаимоотношения
Конфликтные взаимоотношения
Использование данного метода бывает очень полезно. После того, как нарисованы круги, вы можете ясно представить себе, какие отношения сложились у человека с окружающими, а так же кто и как может ему помочь.
Конфиденциальность
Если вы собираетесь использовать предложенный метод в дальнейшей практике, помните, что вы не должны писать имена людей, а можете заменить их написанием степени родства или характером знакомства.