Такая работа включает в себя изучение и поощрение пожилых людей к ярким воспоминаниям и размышлениям. Традиционно в практике по уходу за пожилыми «вербальные путешествия в прошлое» не приветствовались, т.к. считалось, что людям следует концентрироваться на настоящем. В последнее время подход к этому изменился. Делиться воспоминаниями не только приятно, но и полезно для здоровья и душевного благополучия:
· разделяя с пожилым человеком его воспоминания, можно лучше понять индивидуальность человека и его культурные корни;
· воспоминания вовлекают пожилых людей в умственно–стимулирующую деятельность;
· размышления об опыте прошлых лет помогают людям вернуть чувство собственного достоинства и ощущение независимости, особенно если в их жизни произошли серьезные изменения;
· происходит практическое сравнение того, как преодоление существующих трудностей соотносится с имеющимися навыками преодоления трудностей в прошлом.
Помните:
Разделить опыт и воспоминания пожилых людей - значит, разделить их уникальные знания и мудрость. Таким образом, предоставляется прекрасная возможность для личного роста и обучения.
При работе с воспоминаниями с целью их стимулирования можно использовать различные предметы и вещи. Например, такие как:
· старые банки и бутылки с наклейками;
· старые открытки с видами местности;
· предметы одежды;
· кассеты с записью музыки, популярной много лет назад;
· фотографии с праздников прежних лет и др.
Важно помнить, что при работе с воспоминаниями необходимо использовать индивидуальный подход к клиентам. Например, пожилые люди могут иметь разные культурные корни, т.е. быть рожденными и воспитанными в различных странах. Чтобы узнать о культурном наследии человека, необходимо проводить специальную работу.
Кроме того, важно помнить, что опыт каждого человека индивидуален.
Например, воспоминания военных лет. Помните, что, в то время, когда некоторые люди могут спокойно говорить о продуктах, выдаваемых по карточкам, воздушных налетах и т.п., другие испытывают при этом болезненные ощущения (душевные или физические), т.к. являлись непосредственными участниками тех событий и пережили ужасные моменты. Процесс обсуждения воспоминаний всегда должен быть пронизан заботой и тактом.
Адаптация людей к действительности
Цель адаптации к действительности – поддерживать у пожилых людей чувство реальности, поощрять коммуникацию и социальное взаимодействие. Адаптация к действительности часто используется в работе с пожилыми людьми. Особенно эффективна адаптация к действительности в работе с группой пожилых людей. Важно называть людей по имени и, если необходимо, повторять сказанное с тем, чтобы каждый участник мог присоединиться к общению.
Данная методика может быть использована для ежедневной работы с клиентами стационарных и полустационарных учреждений. Взаимодействие может включать некоторые аспекты адаптации к действительности. Например:
— Сообщите людям простую информацию: о дне, дате, погоде.
— Привлекайте внимание людей к деятельности и событиям, происходящим вокруг них в настоящее время.
— Демонстрируйте искренний интерес и повторяйте информацию так часто, как требуется.
— Направляйте внимание ваших подопечных на окружающую обстановку при каждом удобном случае («Посмотрите, это гостиная, на стене висит картина и т.д.»).
Многие сотрудники социальной службы используют принципы работы по адаптации клиентов к действительности каждый день, однако не реализуют их должным образом. Здесь важно действовать тактично, без покровительственного, поучающего тона. Например, нельзя говорить: «Я уже сто раз говорила вам об этом!».
Вывод
При общении с пожилыми людьми могут возникнуть трудности, обусловленные специфическими особенностями возраста. Поэтому в работе с данной категорией клиентов используются различные способы облегчения коммуникации, в частности – работа с воспоминаниями и адаптация пожилых людей к действительности.