· Убедитесь, что ваш собеседник все понял, выяснив, не осталось ли у него вопросов.
· Сообщите о своих будущих планах, например, о дате следующего посещения или о времени следующей процедуры.
· Сообщите, где можно получить дополнительную информацию/ пояснения/ помощь по тому или иному вопросу.
· Объясните, что будет с документацией, подготовленной после встречи/ взаимодействия.
Вывод
Процесс коммуникации состоит из 4-х этапов: планирование, начало взаимодействия, слушание и повествование, окончание взаимодействия. Понимание специфики каждого этапа общения будет способствовать развитию базисных коммуникативных умений, что сделает общение более эффективным.
Важным базисным коммуникативным умением является умение слушать.Оноспособствует развитию взаимоотношений на основе взаимопонимания.
Активное слушание – это специфическое коммуникативное умение, которое направлено на стимулирование Вашего собеседника «раскрыться», рассказать больше.
Активное слушание включает повторение сказанного за собеседником или умение задавать вопросы. Существует два типа вопросов – открытые и закрытые (в том числе - направляющие). Выбор типа вопроса зависит от цели коммуникации, от особенностей собеседника и других факторов.
Упражнение 5
Навыки слушания
Проведите время с двумя или тремя подопечными и практикуйте с ними навыки слушания. А теперь подумайте над тем, как у Вас это получилось, и дайте ответы на следующие вопросы:
Были ли Вы хорошим слушателем? На чем основано подобное мнение?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Насколько Вам помогли принципы, предложенные в данной главе? Какие затруднения возникали?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Как, по-вашему, Вы могли бы улучшить свои навыки слушания?
Можете ли Вы сказать о вашей встрече или взаимодействии с кем-то из ваших подопечных, что все было хорошо? Можете ли вы определить, что именно шло хорошо, используя руководство этой главы?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Можете ли вы сказать о вашем взаимодействии с кем-то из клиентов, что оно было не эффективным? Можете ли вы определить причины?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Оцените Ваши коммуникативные умения в целом. Каковы Ваши сильные стороны?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Можете ли вы определить, каких коммуникативных навыков Вам не достает?
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Можете ли вы определить некоторые пути усовершенствования своих умений? (предложения могут включать: участие в дискуссии с Вашим руководителем, практику с клиентами, ролевые игры, поиск дальнейшей информации в различных источниках и т.д.)
Один из факторов, серьезно влияющих на коммуникацию – стресс. Фактор стресса играет огромную роль в общении.
Понимание значения стресса и его влияния на коммуникацию особенно важно в работе с пожилыми людьми.
Как работник социальной службы, заботящийся о пожилых людях и инвалидах, вы можете столкнуться с подопечными, переживающими трудности и стрессы, которые влияют на их самооценку и независимость. Например, обучаясь уходу за людьми с различными нарушениями, вы встретитесь с хроническими, болезненными недугами, утратой самостоятельности и тяжелыми переживаниями подопечных.
Уход за клиентами может осуществляться при наличии стрессовой ситуации, когда родственники и друзья, заботящиеся о своих близких дома, испытывают нехватку общения и душевную истощенность.
Профессиональные сотрудники социальной службы иногда также переживают высокий уровень стресса. Работа с людьми, которые ощущают себя несчастными, испытывают боль, злость, множество других негативных эмоций, приводит к истощению душевных сил. Подобное может происходить при нехватке персонала и изменении профессиональных требований.