Поговорка гласит: “Профилактика лучше, чем лечение”. Всегда легче предотвратить агрессию, чем бороться с ее последствиями.
Мы предлагаем использовать следующие приемы управления агрессивностью:
Практические мероприятия:
· оцените степень собственной безопасности;
· если возможно, позвольте человеку удалиться и успокоиться (часто это является наилучшим способом);
· заверьте человека, что Вы знаете пути выхода из сложившейся ситуации;
· предоставьте человеку альтернативу поведения (например, “Почему бы нам ни сесть, и не обсудить ситуацию?”).
Межличностные технические приемы:
· уважайте личное пространство человека;
· пытайтесь не отражать позу разгневанного человека;
· сохраняйте свой голос тихим и спокойным;
· позвольте агрессивно настроенному человеку рассказать о своих проблемах, но посоветуйте ему сделать это в более подходящей обстановке (если вовлечены окружающие люди).
Личная безопасность:
· если Вы чувствуете, что не можете самостоятельно разрешить сложную конфликтную ситуацию или повлиять на данного человека – обратитесь за помощью к своему руководителю;
· всегда серьезно относитесь к угрозе агрессии.
Инциденты, происходящие в отделениях социального обслуживания, влияют как на сотрудников, так и на клиентов. В ситуациях проявления агрессии возникают такие сильные негативные эмоции как страх, беспокойство. Будучи неприятными, они являются естественной и существенной частью кризиса, поэтому их не следует отвергать. Во время критической ситуации все внимание сотрудников-профессионалов должно быть направлено на защиту окружающих и на уменьшение риска для здоровья всех людей, вовлеченных в конфликт. После выхода из критической ситуации клиентам, вовлеченным в конфликт, может потребоваться помощь. Она может быть предложена в виде разного рода услуг. Упражнение 6 поможет Вам поразмыслить над тем, как бы Вы могли помочь людям, бывшим вовлеченными в ситуацию агрессии.
Вывод
Важно помнить, что профилактика лучше, чем лечение. Поэтому всегда легче предотвратить агрессию, чем бороться с ее последствиями. Сотрудникам необходимо наблюдать за изменениями в поведении клиентов и выявлять признаки, предшествующие возникновению ситуаций агрессии. Для эффективного разрешения ситуаций агрессии сотрудникам необходимо знать и использовать в своей работе способы управления агрессивным поведением.
Упражнение 5
Понимание мотивов агрессии
Клиент А. – пожилой мужчина-инвалид, который недавно переехал в ОВП. Новое временное место жительства было нежелательно для А., поэтому он испытывал тревожное состояние. Когда пришла сотрудница, чтобы помочь А. принять ванну, он сильно покраснел, начал возбужденно спорить, крича и размахивая кулаками.
Почему А. стал агрессивным?
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
Каковы признаки того, что от клиента А. можно было ожидать агрессивного поведения?
Клиентки ОВП Т.Б. и Л.Д. находятся в своей комнате. Проходя мимо, Вы услышали, что Т.Б. ругает Л.Д. Войдя, Вы увидели, что Т.Б. стоит над Л.Д., которая сидит в кресле и тихо плачет (что она часто делает).
Вполне вероятно, что Вы сталкивались с проявлениями агрессии, направленной на Вас. Вспомните один из подобных инцидентов и ответьте на следующие вопросы.
Охрана здоровья и безопасность труда – важнейший аспект работы профессионального сотрудника социальной службы. Иногда люди выражают недовольство своей ответственностью за предоставление гарантий безопасности окружающим в пределах рабочего пространства. Однако, обязанности сотрудников социальной службы в этой сфере продиктованы юридическими требованиями и являются важнейшим принципом профессиональной деятельности сотрудников в рамках учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.
Сотрудникам учреждений системы социального обслуживания необходимо понимать причины возникновения агрессии, так как:
· каждый социальный работник, непосредственно обслуживающий клиентов, должен уметь объективно оценивать поведение своих подопечных и распознавать возможность проявления агрессии или насилия по отношению к окружающим или к себе самому;
· каждому социальному работнику необходимо уметь контролировать и снижать риск возникновения агрессии;
· каждому социальному работнику необходимо уметь находить выходы из создавшихся ситуаций агрессии и ликвидировать их последствия;
· каждому социальному работнику необходимо применять подобные навыки, основываясь на понимании природы данного явления.