В этом направлении преимущественно речь идет о мероприятиях по совершенствованию муниципальной службы города – с точки зрения нормативного правового обеспечения, преодоления конфликта интересов местного самоуправления и др. Целесообразна разработка специальных критериев, которые бы поощряли проектный подход и междисциплинарность в деятельности муниципального служащего - чтобы он был нацелен инициировать и реализовывать именно такие (партнерские) проекты.
Основные результаты анализа мероприятий муниципальных программ по направлениям социально-экономического развития Ханты-Мансийска и потенциал усиления каждого направления новыми мероприятиями представлен в табл. 3.1.
Название направления
| Количество программных мероприятий
| Потенциал усиления
|
1.Развитие городской экономики
| Практически все мероприятия всех муниципальных программ можно отнести к этому направлению
| Выправление недостатков с точки зрения удовлетворения основных потребностей горожан, не вполне эффективно реализуемых столичных функций.
|
2.Развитие сельского хозяйства и садово-огороднических товариществ
|
| Несмотря на значительные усилия, прорыва в деле оперативного оформления земельных участков в собственности агропредприятий и некоммерческих организаций горожан пока нет. Необходим не столько рост числа мероприятий, но обеспечение их подлинной результативности
|
3.Развитие производственной сферы
|
| Акцент должен быть сделан на развитие малого производственного бизнеса, организационные, институциональные, финансовые меры его поддержки, укрепление производственных и информационных связей крупного, среднего и малого бизнеса между собой
|
4.Рынок труда и занятости
|
| Необходима диверсификация спектра мероприятий, сегодня сориентированных преимущественно на поддержку сервисных/студенческих/трудовых отрядов. Необходима корректировка целевой направленности сегодня разрабатываемых баз данных по местному рынку труда, сегодня слабо обеспечивающих выработку эффективных мер местной политики содействия занятости
|
5.Повышение инвестиционной привлекательности
|
| Целесообразно разработка Инвестиционной стратегии и Инвестиционного меморандума города Ханты-Мансийска, муниципального Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна», муниципальной службы по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «единого окна»; создание отдельного инвестиционного портала Ханты-Мансийска (или выделение отдельного раздела, посвященного городу, на инвестиционном портале округа)
|
6.Развитие туризма
|
| Следует наращивать долю «знаниевых» мероприятий, направленных на обучение и переподготовку кадров, формирование целевых баз данных и концепций новых видов городского туризма. Необходимо обратить внимание на подготовку кадров для сферы туризма, начиная со школьных лет (специализированные классы, дополнительное образование)
|
7. Развитие и поддержка малого предпринимательства
|
| Целесообразно наращивать долю мероприятий финансовой и нефинансовой поддержки, направленных на приращение нового знания (переобучение, новые программные средства, зарубежные стажировки к бизнес-партнеру и др.)
|
8. Развитие и поддержка инновационной деятельности
|
| Необходимо наращивать количество и спектр мероприятий, прямо посвященных инновационной деятельности в городе
|
9. Информационные технологии и связь
|
| Необходима концепция создания информационного общества в городе. Без нее существующие усилия имеют характер отдельных частных мероприятий, не работающих на общую цель. Меры отдельных субъектов городской экономики не увязываются местной властью в общую стратегию. Нужно определить самые проблемные направления (например, трудности в получении доступа к Wi-Fi для гостей города и др.) для поддержки местной власти
|
10.Жилищная политика, в том числе индивидуальное жилищное строительство
|
| Необходима диверсификация форм работы местной власти на городском рынке труда, внедрение более экономических мер воздействия на ситуацию в виде выкупа жилья, субсидирования строительства, ипотечных программ и др.
|
11.Земельные отношения. Владение, пользование и распоряжение землей
|
| Необходим радикальный прорыв на рынке земельных участков города. Без этого дальнейшее динамичное его развитие невозможно. Мероприятия должны быть прежде всего нацелены на наращивание предложения – общего количества обустроенных земельных участков и быстроты их предоставления субъектам местной экономики, которые предъявляют на нее спрос
|
12.Градостроительная деятельность
|
| Необходимо не количественное, а качественное совершенствование и осовременивание уже имеющихся документов градостроительной деятельности Ханты-Мансийска, ликвидация ранее допущенных явных ошибок в формирования городской среды. На это должны быть нацелены новые мероприятия
|
13.Энергообеспечение и повышение энергетической эффективности
|
| Существующий перечень мероприятий целесообразно расширить за счет энергоаудиторских обследований и мер поддержки городских малых энергоаудиторских фирм
|
14.Дорожное хозяйство и транспорт
|
| Совершенствование очень сильного перечня реализуемых мероприятий должно идти через концептуальное переосмысление роли и места автомобиля и авто-мобильности в городе будущего
|
15.Торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения
|
| Необходимо разработать концепцию развития и размещения объектов торговли, общественного питания, бытового сервиса в условиях быстрого экономического и пространственного роста города – для предотвращения возникающих внутригородских диспропорций между центральными и остальными районами городами
|
16. Бюджетная система и межбюджетные отношения
|
| Целесообразно принять новую программу рационализации бюджетных расходов и эффективного управления муниципальным имуществом
|
17. Жилищно-коммунальное хозяйство
|
| Необходимо усиление институциональной части мероприятий, нацеленных в долгосрочной перспективе на уменьшение бюджетной нагрузки комплекса и обеспечение привлекательности для частных вложений
|
18. Благоустройство и озеленение территории
|
| Необходимы меры, которые будут стимулировать широкое вовлечение местного сообщества в благоустройство территории города. Без придания массового характера (власть, бизнес, местное сообщество) усилиям по облагораживанию городской среды достижение данной цели невозможно
|
19.Охрана окружающей среды
|
| Необходимы специальные усилия городской власти и мобилизация энергии местных домовладельцев по содержанию в чистоте городской среды в районах массовой индивидуальной жилой застройки (частично в форме программных, а частично – внепрограммных мероприятий)
|
20.Пожарная безопасность, предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности людей на водных объектах
|
| Необходимо выработать систему защитных мер, адресно сориентированных на конкретные специфичные объекты городской инфраструктуры (экономики и социальной сферы): например, аэропорт, рекреационные и спортивные объекты, бизнес-инкубаторы и др.
|
21. Общественная безопасность. Работа Административной комиссии
|
| Необходима плотная интеграция программных и непрограммных мероприятий в этой сфере. Должны быть созданы специальные «мостовые» структуры, а существующие работать более широко в местном сообществе, для нейтрализации преступности в городе
|
22.Демографическая обстановка
|
| Необходимо использовать потенциал клубной работы (применяется в других направлениях), а также сетевых объединений, когда объединенные общим демографическим статусом (молодожены, молодые мамы, бездетные семьи и др.) представители местного сообщества объединяются в клубы для обсуждения с путей решения сходных проблем
|
23.Здравоохранение
|
| Необходимо адаптировать медицинские учреждения в городе к особенностям профиля заболеваемости горожан
|
24.Социальная защита населения
|
| Ряд мероприятий имеет спорный характер ввиду ожиданий, что возможно решить корневые социальные проблемы города, «заливая» их результаты бюджетными ресурсами. Целесообразно обеспечить более тесную блокировку организационных, институциональных и финансовых мероприятий
|
25.Социальная политика
|
| Целесообразно проблемно ориентировать мониторинговые мероприятия, тем самым превращая его в действенный, а не оторванный, элемент городской социальной политики. Вместо множества мелких баз данных по отдельным категориям населениям целесообразно иметь единую базу данных по всем социально уязвимым группам населения с возможностью доступа к ней всем ведомствам муниципальной власти, ответственным за выработку социальной политики
|
26. Образование
|
| Нужно наращивать специфичность мероприятий, исходя из особенностей компетенций, психологических и этнических особенностей городских школьников и молодежи
|
27. Молодежная политика
|
| Мало новаторских, специфичных для города и городской молодежи и интеллектуальных мероприятий. Разработка базы данных не предусматривается инструмента ее обновления, увязки базы данных с другими элементами молодежной политики
|
28. Физкультура и спорт
|
| Узкая ориентация преимущественно на молодежный спорт. Необходимо расширить круг участников спортивных мероприятий – включить пенсионеров, людей предпенсионного возраста, трудоспособного возраста и др.
|
29.Культура
|
| Мало специфичных местных, ханты-мансийских и обучающих мероприятий, объясняющих механизм трансформации культурных ценностей в коммерческий продукт. Необходима разработка специальных механизмов, в том числе программных, которые позволяют реализовать партнерские регионально-городские мероприятия в сфере культуры. Необходима пространственная кластеризация культурной инфраструктуры, расширение проектного подхода
|
30. Развитие средств массовых коммуникаций, информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления города
|
| Целесообразно централизовать функции информационного обеспечения действующих 43 муниципальных программ в рамках одной программы – для повышения эффективности бюджетных расходов на этом направлении
|
31. Межмуниципальное сотрудничество
|
| Необходимо радикальное расширение межмуниципального сотрудничества, в первую очередь – межмуниципального хозяйственного сотрудничества
|
32.Иные направления развития города (муниципальная служба и управление и др.)
|
| Необходимо разработать систему стимулов, направленную на поощрение проектного подхода в деятельности муниципального служащего и междисциплинарность усилий, партнерство между муниципальной властью и местным малым бизнесом в реализации городских проектов
|
|
|
|