Укрепление столичных функций Ханты-Мансийска будет происходить на основе, как отмечено в Стратегии его развития до 2020 года, «интенсификации социально-экономического развития, выраженного в повышении качества жизни населения, устойчивых темпах экономического роста и поддержании стабильной экологической обстановки». Важную роль в этом будет играть система стратегического управления, направленная на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики при решении системных внутренних проблем развития и ответа на внешние вызовы. Система должна включать взаимоувязанные по целям и задачам программы, долгосрочные и среднесрочные прогнозы развития экономики города, стратегии развития ключевых секторов экономики, долгосрочный финансовый план и систему бюджетирования по результатам. Эффективность системы напрямую зависит от создания эффективного взаимодействия между властью, бизнесом, гражданским обществом.
В бюджетной системе города предстоит завершить разграничения полномочий города и округа, создать долгосрочные стимулы для структур муниципальной власти по расширению налогооблагаемой базы, осуществить оптимизацию сети бюджетных учреждений (в т.ч. путем их объединения, сокращения количества уровней подчинения, реформирования статуса и изменения формы собственности), перейти к распределению бюджетных ресурсов и новым формам бюджетирования с учетом конкретных результатов, внедрить технологии электронной коммерции.
В сфере использования муниципального имуществапредстоит совершить подлинную революцию, превратив процесс оборотов объектов муниципального имущества в фактор динамичного развития города и смягчения его основных дефицитов. Муниципальная собственность активно будет использоваться как залог в сделках малого бизнеса и контрактах муниципальной власти.
Будут концептуально определены оптимальные для устойчивого развития города в 2020 году соотношения государственной федеральной, региональной, частной и муниципальной собственности, механизмы реализации эффективного для экономики города оборота основных природных и материальных активов. Будут детализированы и разграничены полномочия округа и города в вопросах распоряжения ресурсами недр, земельными ресурсами и ресурсами недвижимости. Условия ведения хозяйственной деятельности предприятий муниципального сектора будут приближаться к частным предприятиям.
Необходимо дальнейшее развитие инструментов межмуниципального сотрудничества, для чего предлагается разработка Концепции межмуниципального сотрудничества для определения ключевых направлений деятельности и активизации различенных аспектов сотрудничества, в первую очередь хозяйственного.
Важнейшим направлением инвестиционной политики город на перспективу до 2020 года будет являться социальная сфера, где инвестиции в человека выходят на первый план. Планируется продолжить укрепление материально-технической базы для реализации инновационных технологий в образовании, здравоохранении, культуре, спорте, социальном обеспечении. В качестве инструмента привлечения средств населения в экономику города необходимо продолжить совершенствование системы формирования рынка доступного жилья посредством создания схемы рефинансирования ипотечных кредитов, модернизации проектов коммунальной инфраструктуры, предоставления социальной помощи в виде безвозмездных субсидий по принципу "одного окна".
Целесообразно предпринять усилия в городе по созданию сети инвестиционных фондов и инвестиционных компаний, в т.ч. таких как фонды прямых инвестиций в малые компании, фонд целевого капитала некоммерческих организаций, венчурные фонды и т.д.
Необходима и инновационная политика. Здесь важныинфраструктурные проекты и институциональные мероприятия, направленные на приобретение городом особого статуса для льготного налогообложения в технико-внедренческой зоне, что позволит снизить страховые взносы представителям малого инновационного бизнеса.
Реализация Программы пройдет в два этапа. На первом этапе (2014-2016 годы) городская экономика «сосредоточивается», происходит внутренняя перегруппировка, уплотнение сил во имя ликвидации рыхлостей и пустот в местной экономике. Можно назвать это временем наведения элементарного порядка в муниципальном хозяйстве: перерабатываются муниципальные программы, принимаются необходимые для движения по новому пути нормативные правовые акты, трансформируется структура местной власти под новые вызовы местного развития.
На втором этапе (2017-2020 годы) экономике города предстоит совершить решительный маневр (разворот) в сторону повышения роли инновационных (интенсивных) факторов роста и развития. Этот этап характеризуется нарастанием доли малого бизнеса и сектора услуг в общей занятости, формированием новых наукоемких кластеров, ускоренным развитием финансовых и инвестиционных структур (бизнес-центров, агентств, консалтинговых, лизинговых компаний и др.) внутри сектора услуг, активизацией институциональных преобразований в городе.