1. Режим повседневного функционирования ЕСГЗ устанавливается при условии нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (в том числе бактериологической), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
2. В режиме повседневного функционирования органы управления, силы и средства ЕСГЗ:
- обеспечивают наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также дежурство оперативного персонала;
- разрабатывают и выполняют научно-технические программы по предупреждению ЧС и уменьшению возможных потерь;
- осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности и защите населения во время ЧС;
- обеспечивают подготовку органов управления к действиям в чрезвычайных, неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуациях, организуют обучение населения обращению с СИЗ в таких ситуациях;
- создают и обновляют материальные резервы для ликвидации последствий ЧС;
- проводят постоянное прогнозирование обстановки относительно ее ухудшения, которое может привести к возникновению ЧС.
Режим повышенной готовности
1. Режим повышенной готовности ЕСГЗ устанавливается в случае существенного ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при наличии угрозы возникновения ЧС.
2. В режиме повешенной готовности органы управления ЕСГЗ:
- оказывают оперативную помощь органам и структурам, причастным к обеспечению гражданской защиты, в случае возникновения неблагоприятных или нестандартных ситуаций;
- формируют комиссии для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного возникновения ЧС, готовят предложения по ее нормализации;
- усиливают наблюдение и контроль за ситуацией на потенциально опасных объектах и прилежащих к ним территориях, осуществляют прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- разрабатывают мероприятия по защите населения и территорий в условиях ЧС;
- приводят в состояние повышенной готовности наличные силы и средства реагирования, привлекают дополнительные силы и средства, уточняют планы их действий и направляют их в случае надобности в район возникновения ЧС;
- осуществляют мероприятия по предупреждению возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации
1. Режим ЧС ЕСГЗ устанавливается в случае возникновения и во время ликвидации последствий ЧС.
2. В режиме ЧС органы управления ЕСГЗ:
- определяют границы территорий, на которой возникла ЧС;
- организуют защиту населения и территорий в условиях ЧС;
- организуют работу по локализации или ликвидации последствий ЧС, привлекают необходимые силы и средства;
- осуществляют непрерывный контроль за развитием ЧС, состоянием аварийных объектов и прилежащих территорий;
- оперативно докладывают высшим органам управления о развитии ЧС и выполняющихся мероприятиях.
Управление ЕСГЗ
Общее руководство ЕСГЗ осуществляет Кабинет Министров Украины. Начальником гражданской защиты Украины является Премьер-министр Украины.
Непосредственное управление деятельностью ЕСГЗ возлагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.
Руководство территориальными подсистемами ЕСГЗ осуществляется первыми руководителями местной исполнительной власти.
В составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты действуют:
- правительственный орган государственного надзора в сфере гражданской защиты;
- органы оперативного реагирования на ЧС в сфере гражданской защиты;
- органы минимизации последствий Чернобыльской катастрофы и других ЧС.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам ГЗ:
- обеспечивает реализацию государственной политики и осуществляет государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов в сфере ГЗ;
- обеспечивает деятельность ЕСГЗ;
- контролирует организацию выполнения мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от ЧС;
- проверяет состояние готовности своих территориальных органов, сил и средств ГЗ к действиям в режиме ЧС;
- обеспечивает надзор за соблюдением требований стандартов, нормативов и правил в сфере ГЗ;
- контролирует накопление, сохранение и целевое использование материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий ЧС;
- обеспечивает проверку наличия и поддержания в постоянной готовности на потенциально опасных объектах систем обнаружения ЧС и локальных систем оповещения;
- проверяет наличие и готовность к использованию по назначению в случае возникновения ЧС средств коллективной и индивидуальной защиты населения, имущества ГЗ, их содержание и учет;
- проводят выборочные проверки подготовки к действиям в условиях ЧС на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности;
- выясняет причины возникновения ЧС, невыполнения мероприятий по предупреждению этих ситуаций;
- осуществляет другие мероприятия, предусмотренные законом.
К силам ГЗ принадлежат:
- оперативно-спасательная служба ГЗ;
- специальные (военизированные) и специализированные аварийно-спасательные формирования и их подразделения;
- аварийно-восстановительные формирования, специальные службы центральных и других органов исполнительной власти, на которые возложены задачи ГЗ;
- формирования особого периода;
- аварийные и пиротехнические подразделения;
- технические службы и их подразделения;
- подразделения обеспечения и материальных ресурсов.