Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона указано лишь, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов государственного управления.
Структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.
В результате проведенной в сентябре 2001 г. реорганизации Правительства в его составе вместо 60 осталось около 40 членов.
Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 106 Конституции Премьер-министр:
1) осуществляет непосредственное руководство деятельно стью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
2) подписывает постановления Правительства;
3) в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в слу чае ее отклонения представляет повторную программу дея тельности Правительства в течение двух месяцев;
4) информирует Президента об основных направлениях де ятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.
Иные полномочия Премьер-министра определяются законами, указами Президента, постановлениями Правительства. При этом Премьер-министр решает наиболее важные вопросы. Так, в соответствии с распоряжением Премьер-министра от 20 сентября 2004 г. № 11 Зр «О распределении обязанностей между Премьер-министром и заместителями Премьер-министра в Республике Беларусь» Премьер-министр помимо осуществления руководства деятельностью Совета Министров также решает общие вопросы экономической реформы, вопросы международных финансово-кредитных организаций, обороны, внутренних и иностранных дел, юстиции, бюджета и финансов. В Правительстве он курирует работу наиболее важных структурных подразделений аппарата.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. До сформирования нового Правительства по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении полномочий, продолжает осуществлять свои полномочия.
Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра, которое осуществляется с согласия Палаты представителей.
Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтернативной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право - обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.
В Конституции не оговорено, в течение какого срока Президент должен внести в Палату представителей предложение по кандидатуре Премьер-министра.
В то же время в Основном Законе установлен срок, в течение которого Палата представителей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра: не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения.
Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра, требований о необходимости быть депутатом и т.п. Важно, чтобы кандидат был гражданином Республики Беларусь.
Формирование Правительства в целом осуществляется Главой государства, который самостоятелен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры.
В законодательстве Республики Беларусь специально не предусматривается необходимость получения со стороны Парламента вотума доверия составу Правительства или его программе для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей. Наоборот, действующая Конституция предоставляет Правительству больше гарантий для спокойной и целенаправленной работы, хотя и допускает возможность влияния Парламента на курс Правительства.
Решение по этому вопросу оформляется постановлением Палаты представителей, которое принимается большинством голосов от полного состава.
В случае отклонения программы деятельности Правительства Палата представителей определяет в постановлении срок для заслушивания повторной программы деятельности Правительства, но не позднее двух месяцев со дня отклонения программы.
Если программа деятельности Правительства все же была одобрена, то вопрос об ответственности Правительства не
может быть поставлен в течение года после ее одобрения. В данном случае речь идет об определенной зависимости Правительства от Парламента и даже ответственности Правительства (но в течение определенного периода деятельности).
Что же касается Главы государства, то исходя из конституционных правомочий он может привлекать к ответственности (включая и освобождение от должности) членов Правительства и до окончания вышеназванного срока.