Институт конституционного правосудия, как известно, существует в большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, одним из главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.
В Конституции Республики Беларусь установлен порядок формирования Конституционного Суда, присущий большинству государств.
Конституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 судей избираются Советом Республики (верхняя палата Парламента). Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий судей - 11 лет. Допускается повторное занятие должности судьи.
Согласно Конституции Конституционный Суд формируется из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда составляют Конституция Республики Беларусь, Закон от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» ', Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, утвержденный Конституционным Судом. Нормы этического характера для судей Конституционного Суда установлены Кодексом чести судьи.
Согласно Конституции на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.
Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения о соответствии'.
' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 15. Ст. 220; 1995. № 20. Ст. 237; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 7. Ст. 162, № 25-26. Ст. 464; НРПА.2000. № 59. 2/176; 2003. № 8. 2/932.
« законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
» актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
» постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
« актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
Таким образом", Конституционный Суд дает заключения о конституционности актов не только высших общегосударственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов и исполнительных и распорядительных органов. Это, безусловно, содействует усилению конституционного контроля. Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.
Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Конституционный Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует конституционность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы & соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства
изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.
Инициаторами производств о проверке конституционности нормативных актов до принятия Конституции в новой редакции являлись Президент Республики Беларусь, Председатель Верховного Совета, постоянные комиссии и группы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор Республики Беларусь. По ряду дел, как уже отмечалось, производство возбуждалось по инициативе Конституционного Суда.
В Законе «О Конституционном Суде Республики Беларусь» детализирован порядок реализации положений тех норм ст. 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 г. Согласно названной статье, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
В ст. 9 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предусмотрено, что законы, декреты и указы Президента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.
Дела рассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным Законом и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.
В Законе имеются нормы, в большей мере обеспечивающие принятие решения в спокойной обстановке. Так, по завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.
Конституционный Суд Республики Беларусь не может возбуждать производство по делам о проверке конституционности нормативных актов, если предложение об этом исходит от гражданина, хотя в перспективе к этому можно прийти.
В соответствии с Конституцией и названным Законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.