В Республике Беларусь общественные отношения, возникающие в процессе управленческой, исполнительной (и распорядительной) деятельности, регулируются посредством административно-правовых норм.
Административно-правовой норме свойствены признаки, характерные в целом для нормы права: общеобязательное правило поведения общего характера, рассчитанное на неопределенный круг лиц и неоднократное применение, установленное уполномоченным государственным органом и охраняемое в необходимых случаях принудительной силой государства.
Административно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права содержанием регулируемых общественных отношений.
Предметом регулирования норм административного права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной (и распорядительной) деятельности государства, а также вопросы публичного управленческого характера, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями (учреждениями) переданных функций государственного управления.
Нормы административного права регулируют общественные отношения, направленные на:
- установление, изменение, совершенствование системы государственных органов управления, их правового статуса и структуры;
- закрепление наиболее рациональных, научно обоснован ных взаимосвязей между субъектами и объектами, управляю-
щими и управляемыми (объединениями, предприятиями, учреждениями и др.);
- охрану установленных правом общественных управлен ческих отношений, прав и законных интересов граждан;
- развитие новых общественных отношений, соответству ющих требованиям эффективного общества и государства.
Административно-правовая норма, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, т.е. внутреннее строение, определенный порядок взаимосвязей ее составных элементов. Структура нормы традиционна: она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Однако в содержании административной нормы имеются особенности. Не во всех нормах четко выражена гипотеза. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, выражаются в виде юридических предписаний, требований (например, совершение правонарушения, достижение определенного возраста). Они могут выражаться в форме гипотетического суждения, не формулироваться вообще, а выводиться путем логического анализа нормы.
Диспозиция - правила поведения, включающие предписания, запреты, права и обязанности.
Санкция - конкретная мера административного или дисциплинарного воздействия за совершенное правонарушение. Административно-предупредительные меры воздействия (установление карантина, оцепление места происшествия, наводнения и т.п.) не относятся к санкциям.
К элементу административно-правовой нормы может быть отнесено поощрение - публичное признание заслуг юридического или физического лица в выполнении ими задач, функций, обязанностей и применение в отношении них морального или материального стимулирования (благодарность, денежная премия, подарок и т.п.).
Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Административно-правовые нормы чаще являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов того или иного правонарушения.'
Диапозитивные нормы допускают изменение поведения субъектов (сторон) в зависимости от их воли, желания, определение прав и обязанностей в рамках нормы. Диспозитивные нормы характерны для гражданско-правовых отношений, в административном законодательстве встречаются редко.
Рекомендательные нормы содержат предложения, рекомендации, советы субъекту (управляемому) административно-правовых отношений о целесообразности совершения тех или иных действий. Нормы-рекомендации предоставляют субъекту (подчиненному) право конкретизировать общие положения этой нормы либо предоставляют ему возможность определить самостоятельно предусмотренные общей нормой пути, способы и средства ее реализации.
Административно-правовые нормы классифицируются по следующим основаниям:
- по предмету регулирования разделяются на материаль ные и процессуальные', ~~
- в зависимости от формы воздействия на поведение субъектов административного права различают нормы обязы вающие, уполномочивающие, запрещающие и поощрительные.
Административную норму нельзя отождествлять с правовым актом, в котором она содержится.
Правовой акт - это форма выражения государственно-властных, административно-правовых велений, источник административного права. В одном правовом акте может содержаться несколько административно-правовых норм. Отдельные элементы правовых норм могут содержаться в разных статьях (ее частях) правового акта или в различных правовых актах.