Административно-правовые отношения как разновидность государственно-публичных по характеру взаимосвязей между субъектами являются отношениями власти - подчинения, а по форме взаимосвязей - «вертикальными»: нижестоящий государственный орган находится в соподчинении вышестоящему. В этой связи административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон.
Нельзя рассматривать административно-правовые отношения исключительно как властеотношения. Даже между го-
сударственнымц органами (министерствами, исполкомами) в процессе исполнительной и распорядительной, управленческой деятельности возникают отношения, основанные на согласовании их деятельности (например, издание приказов, проведение совместных мероприятий).
В административно-правовых нормах (прямо или косвенно) выражается воля и интерес государства. В связи с этим одной из сторон административно-правовых отношений является государственный орган либо общественная организация, призванные осуществлять исполнительные, управленческие задачи и функции от имени государства.
Административно-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами. Если гражданин требует должного поведения от другого гражданина в жилище или общественных местах, то административно-правовые отношения возникают между нарушителем общественного порядка и уполномоченным государством органом или общественной организацией, которые имеют право составить акт (протокол) и привлечь правонарушителя к ответственности.
Административно-правовые отношения по своей сущности являются организационными. В процессе их реализуются функции исполнительной власти, осуществляется руководство экономической, хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами деятельности.
Споры между сторонами административно-правовых отношений обычно разрешаются в административном порядке. В то же время законом предусматривается и судебный порядок разрешения некоторых споров (обжалование гражданами незаконных действий должностных лиц). В соответствии со ст. 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Возникновение конкретного правоотношения между субъектами права обусловливается определенными событиями или действиями, которые приводят в действие правовую норму. Эти события, действия (правомерные или неправомерные) называются юридическими фактами.
Юридическими фактами являются такие события, как рождение, смерть человека. В связи с достижением 16-летнего
возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта. При получении паспорта лицо вступает в административное правоотношение с органом паспортной системы. К событиям относятся также стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, эпизоотии, эпидемии, пожары и т.п.).
Административно-правовые отношения возникают в связи с действиями отдельных граждан, а также должностных лиц (обращение гражданина с заявлением, жалобой и т.п.).
К неправомерным действиям относятся правонарушения, в том числе административные и дисциплинарные.
Совершение правонарушения - основание для возникно-. вения правоотношения между правонарушителем и государственным органом, а равно для применения норм материального и процессуального права.
Правовой акт (нормативный, индивидуальный) является наиболее распространенным юридическим фактом, с которым связываются возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.
Граждане как субъекты административного
Права
Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет подсистему, конкретную разновидность их общего правового статуса.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего характером и объемом административной правосубъектности, которая включает такие элементы, как правоспособность и дееспособность.
Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (неполная дееспособность) и 18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении 16-летнего возраста возникает право на получение паспорта, лицо может быть привлечено к административ-
ной ответственности. Право на поступление на военную службу наступает по достижении 18-летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспособных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами (опеки, лечебными и детскими учреждениями, исполкомами местных Советов).
Административно-правовые нормы устанавливают, а на их основе возникают административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права:
- в связи с реализацией гражданами принадлежащих им прав и выполнением возложенных на них обязанностей в сфере управления;
- в связи с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (на охрану здоровья, на образование, на социаль ное обеспечение и т.п.);
- в связи с выполнением гражданами обязанностей (воин ской, охраны окружающей среды, соблюдением правил безо пасности, санитарно-противоэпидемических и др.);
- в связи с нарушением органами государственного уп равления, местного самоуправления и их должностными лица ми прав и законных интересов граждан (например, права направлять жалобы и отношения по их разрешению); защиты прав и законных интересов граждан;
- при нарушении (невыполнении) гражданами администра тивно-правовых обязанностей (ответственность за админист ративные правонарушения).
Административные права и обязанности граждан являются производными от конституционных прав и обязанностей. Конституция представляет собой правовую основу норм административного права, которые призваны обеспечить реализацию конституционных прав и обязанностей граждан. Это осуществляется посредством издания законов, декретов, указов Президента, постановлений Правительства и других подзаконных правовых актов. Административно-правовые нормы конкретизируют конституционные права и обязанности, закрепляют порядок и механизм, организационно-правовые гарантии их реализации.