Социально-экономический характер общественного строя раскрывает ценность человека и степень его участия в осуществлении власти, его место и роль в политических и социальных процессах, в формировании представительных органов, различных форм самоуправления и участия в них.
Не все права и свободы даруются человеку естественным путем с момента рождения. Государственные органы, обладая полномочиями, определяют позитивные права, свободы и обязанности граждан, закрепляя их в законах. Юридическое закрепление правового положения (статуса личности) гражданина в Конституции Республики Беларусь отражается в их отношениях с государством в трех основных сферах - в области личных прав и свобод граждан, политических прав и свобод и социально-экономических прав. В каждой группе этих общественных отношений стороны (общество, государство и
граждане) имеют четко установленные права и несут обязанности в точном соответствии с требованиями закона, обязательными как для граждан, так и для государственных органов.
Кроме Конституции, государственные органы другими законами и подзаконными актами закрепляют и защищают многочисленные права, свободы и обязанности граждан в различных сферах жизни, устанавливая таким путем всесторонние виды взаимоотношений государства с человеком и гражданином: политические, социальные, экономические, экологические, трудовые, в области культуры, образования, воспитания, создания, укрепления и защиты семьи, налогообложения, укрепления дисциплины, законности и правопорядка, привлечения граждан к ответственности за правонарушения и др.
Взаимоотношения государства с гражданами могут быть постоянными (например, состояние гражданства) и временными (например, поощрение государством гражданина или привлечение его к ответственности за правонарушение).
Для демократического государства установление тесной связи со всеми слоями общества, выявление воли, желания людей и использование их при решении вопросов является главной стратегической задачей. Лишь та власть остается в благодарной памяти потомков, которая поддерживает граждан, опирается на них, защищает, созидает, а не разрушает.
Развитие и конституционное закрепление истинной демократии требует формирования нового типа человека, иного стиля его жизни, более высокого правового положения в обществе и государстве. Демократия нуждается в определении значения граждан, умении активно решать глобальные жизненные проблемы в интересах каждого и всех, государства и общества. Повышение гражданина до такого уровня ведет к превращению его в личность. Действующая Конституция Республики Беларусь закрепляет это принципиальное положение в разделе II «Личность, общество, государство», вкладывая в понятие личности ее социальное качество, а не биологические индивидуальности.
Наиболее ярко и весомо взаимоотношения государства с гражданином, человеком определены в ст. 2 и 21 Конституции Республики Беларусь. В ст. 2 установлено: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».
Эти положения нашли дальнейшее развитие в ст. 21 Конституции:
«Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».
Возрастание авторитета государства и усиление общественно-политических функций граждан - совпадающие и взаимообусловленные тенденции.
Характерная особенность государственно-властных отношений, закрепленных в Конституции, состоит в том, что «властвующие», будучи подотчетными и подконтрольными народу, сами являются подвластными. Народу же принадлежит вся полнота власти (ст. 3 и 4 Конституции).
Обладая суверенитетом, государство в своей деятельности ограничено волей народа и не может брать на себя нереальные, невыполнимые обязанности в отношении граждан, точно так же, как и предъявлять к ним необыкновенные требования.
К гарантиям обеспечения высокого уровня гуманных общечеловеческих взаимоотношений между государством и его гражданами можно отнести:
1) реальный суверенитет государства;
2) демократический гуманный путь дальнейшего развития государства, в котором бы приоритет отдавался человеку, гражданину, а не государственному чиновнику;
3) реальное обеспечение власти народа. Хотя указанное поло жение и закреплено в Конституции, но оно реализуется в недоста точной степени. Отсутствует закон о власти народа в Республике Беларусь и в силу этого - механизм, правила реализации;
4) высокий культурный уровень граждан и государствен ных служащих, при котором бы обеспечивались их взаимное уважение и терпимость;
5) реальное обеспечение конституционных прав, свобод и обязанностей;
6) устойчивость гражданства Республики Беларусь.
Взаимоотношения государства со своими гражданами строятся па следующих конституционных принципах:
- гуманном социально-экономическом и политическом строе;
- полноте прав и свобод граждан;
- приоритете прав человека в обществе и государстве;
- сочетании личных и общественных интересов государ ства и граждан;
- равноправии граждан;
- государственных гарантиях прав и свобод;
- единства прав, свобод и обязанностей;
- ответственности граждан перед обществом, государ ством и согражданами;
- уважении прав и свобод человека и гражданина;
- защите прав и свобод человека и гражданина.
При анализе характера взаимоотношений государства с гражданами следует иметь в виду, что единство прав и обязанностей граждан - это мера соотношения между их свободой и ответственностью перед государством, народом и согражданами. Расширение же прав граждан предполагает в свою очередь повышение их ответственности перед государством за выполнение конституционных обязанностей.
На содержание взаимоотношений человека с государством огромное влияние оказывает правовой институт гражданства, который юридически определяет категорию людей, принадлежащих к данному государству.
Документом, удостоверяющим гражданство лица, является его паспорт, выданный данным государством. Наличие своего гражданства и права приема в гражданство - атрибуты и гарантия суверенитета государства.
Иностранцы и лица без гражданства не обладают такой широтой прав и свобод, как граждане государства. Демократическое государство опирается на поддержку своих i раждан, учитывает их волю при проведении внутренней и внешней политики и руководит общественными процессами.