Что Вы узнали о действиях сотрудников, направленных на определение форм обслуживания клиентов?
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Представьте, что Вы - пожилой человек. Как бы Вы себя чувствовали в процессе оценки Вашего психо-эмоционального состояния и потребностей в форме обслуживания? (Для облегчения задачи можете использовать примеры пожилых людей, упомянутых в данной главе.)
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Какие вопросы могли бы возникнуть у Вас в процессе оценки Ваших потребностей?
Учреждения социального обслуживания предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам широкий спектр услуг, к основным видам которых относят:
► социально-бытовые – способствование гражданам пожилого возраста и инвалидам в оказании необходимой помощи по улучшению их жилищных условий, организации нормального быта;
► социально-медицинские – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами; способствование формированию здорового образа жизни;
► психолого-педагогические – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и реабилитации; а также выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, специалистов, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;
► социально-правовые – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки в защите прав и законных интересов клиентов.
В зависимости от формы социального обслуживания виды услуг могут варьироваться.
Данные услуги предоставляются:
▪ отделениями социального обслуживания на дому, деятельность которых направлена на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной для них социальной среде, в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов;
▪ специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому, целью деятельности которых является социально-бытовое обслуживание и оказание доврачебной медицинской помощи в надомных условиях людям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями;
▪ отделениями дневного пребывания, целью деятельности которых является оказание социально-бытового, медицинского и культурного обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, организация их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни;
▪ отделениями срочного социального обслуживания, целью деятельности которых является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке;
▪ отделениями временного проживания, деятельность которых направлена на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Каждому сотруднику учреждения социального обслуживания необходимо знать его структуру и назначение подразделений, предоставляющих выше обозначенные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в социальной поддержке.
Знание структуры учреждения социального обслуживания и объема услуг, предоставляемых пожилым людям, поможет каждому сотруднику ясно осознать свое место в структуре обширной организации, а также требования, предъявляемые к сотрудникам, предоставляющим клиентам социальные услуги.
Вывод
Учреждения социального обслуживания оказывают пожилым гражданам и инвалидам социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги. Они предоставляются в различных подразделениях учреждения, отражающих различные формы социального обслуживания. Знание структуры учреждения социального обслуживания и объема услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, поможет каждому сотруднику в осознании своего места в пределах данной организации и персональной роли в процессе предоставления клиентам социальных услуг.
Упражнение 4
Социальные услуги
Как Вы считаете, каковы основные задачи социальной службы по отношению к пожилым людям?
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Укажите услуги, предоставляемые каждым из перечисленных отделений учреждения социального обслуживания.
Отделения
Предоставляемые услуги
Отделение социального обслуживания на дому
Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания